Образование в Швеции

Версия для печатиВерсия для печати

Давайте попробуем сравнить несравнимое. Постиндустриальную скандинавскую систему образования, нацеленную на воспитание свободной личности и бюрократически организованную прусскую систему образования (Россия, Япония, Германия), нацеленную на воспитание послушания, умения подчиняться и осознавать свое место в системе. 

Если перенестись из необъятной России в скромно занявшую часть скандинавского полуострова Швецию с населением 9,5 млн. человек, страну, которая занимает 1-е место в мире в рейтингах 2016 года по условиям жизни для своих граждан, по условиям воспитания детей и «только» второе по качеству жизни населения, и отправиться в шведскую школу – мы найдем много удивительного. 

Наверное, самое удивительное – это обучение без отметок и принуждения. Здесь нет ни кнута, ни пряника. Система образования предлагает абсолютно свободный и равный доступ к обучению на всех уровнях образования, вплоть до ВУЗа, вне зависимости даже от оценок и способностей. 

Большие и меньшие различия с обучением в российской школе будут почти во всем. 

Получение образования в Швеции является обязательным для всех детей в возрасте от 7 до 16 лет. Система образования включает уровни: детский сад (посещение детского сада не является обязательным, но гарантированно обеспечивается с 1 года), начальная школа (с 1 по 9 класс, с 7 до 16 лет); гимназия (предлагает обучение по профессиональным, техническим и академическим программам); ВУЗ. 

Начать обучение в начальной школе можно с 7 лет, при наличии разрешения властей – с 6 лет, но не раньше. Родители могут выбрать любую школу, но школа может отказать, если нет свободных мест. Перед поступлением в школу дети проходят собеседование для определения уровня подготовки. 

Дети с особенностями и трудностями в освоении программы могут пойти в одну из особых школ, где предусмотрена дополнительная помощь и поддержка педагогов: вспомогательную школу для детей с аутизмом или отставанием в развитии; специальную школу для детей с физическими отклонениями, такими как глухота. 

Обучение до 6 класса проводит один учитель, как правило, с 1 по 3 класс это один учитель, с 4 класса - другой. С 7 класса преподавание ведется несколькими учителями, каждый из которых специализируется, как правило, на двух или трех предметах. До 3 класса обучение направлено не столько на освоение знаний, сколько на развитие социальных навыков. В 7 классе вводится профильное обучение – школьники могут выбирать дисциплины и курсы в зависимости от выбранной профессии и интересов. В результате обучение проводится в небольших группах согласно выбранной специализации. 

Оценки не ставят вплоть до 5 класса. В качестве отметок используются буквы – A,B,C,D,E,F, где A – отлично, а F – плохо. В шведских школах нет переводных экзаменов и любую контрольную можно пересдать повторно. Практики оставления на второй год нет, но по согласованию с родителями директор может отказать в переводе в следующий класс, также директор может разрешить способному ученику перейти в следующий класс экстерном в течение учебного года. 

Обучение во всех школах проходит только в первую смену. Учебный год начинается в конце августа и состоит из двух семестров: осеннего и весеннего. 

Обучение на всех уровнях образования полностью бесплатное. Государство обеспечивает школьников бесплатным питанием, канцтоварами, оплачивает проездные к месту учебы, а также поездки в походы и на экскурсии. Учащиеся с 16 до 20 лет получают дополнительную финансовую помощь, покрывающую предполагаемые затраты на проезд, питание и проживание. 

К строительству школ и оформлению внутреннего пространства стараются подойти нестандартно, с тем, чтобы было комфортно, интересно, удивляло и радовало глаз. В 2013 году в Стокгольме открыли первую школу openspace. Её спроектировал архитектор Розан Бош. Вместо классов школа наполнена учебными и рабочими зонами в формате открытого пространства, красочная мебель, интересные дизайнерские решения, ландшафтные зоны и кинотеатры. Вместо учебников дети используют ноутбуки. 

Для завершения обучения в начальной 9-тилетней школе учащиеся сдают три выпускных экзамена по шведскому и английскому языку и математике. Все успешно сдавшие выпускные экзамены имеют право продолжить обучение в гимназии. Более престижные гимназии устанавливают требования к оценкам за выпускной экзамен. 
На уровне старшей школы в гимназии учащийся может выбирать из 26 вариантов программ обучения по профессионально ориентированным (1 год обучения), техническим (2 года обучения) или академическим направлениям (3 года обучения). Он может свободно переходить из одних программ в другие. 

Предметы также делятся по уровням сложности. Так физика изучается на двух уровнях сложности, математика — на пяти уровнях, а английский — на семи. Чем выше уровень, тем больше учебных часов дается по предмету. 

Для поступления в ВУЗ учащийся должен представить аттестат об освоении учебных предметов на определенном уровне, установленном в требованиях к поступающим по каждой из специальностей. Как таковых выпускных экзаменов после гимназии не проводится, и поступление в ВУЗ зависит не столько от успеваемости, сколько от того, сколько учебных часов ты прослушал. Поэтому выпускники гимназий выбирают ВУЗы исключительно исходя из желания, интересов и склонностей. 

Основной принцип шведской системы образования – образование должно быть равноценным для всех. Все должны иметь равные возможности получения образования независимо от национальности, социального положения или места жительства. Поэтому в шведских школах детей принципиально не делят по способностям. 

Швед вправе пойти работать после окончания 9 классов (по статистике этим правом мало кто пользуется), при этом он может вернуться к получению среднего и высшего образования в любой момент времени и в любом возрасте. Гимназия обязана обеспечить получение образования для всех желающих в возрасте до 20 лет. Граждане Швеции старше 20 лет могут продолжить получение среднего и высшего образования в различных учебных заведениях для взрослых (открытых или народных университетах). 

Родители могут отдать ребенка в альтернативную школу (каких не очень много). Образование в таких школах строится на определенных педагогических теориях (преимущественно это Монтессори и Вальдорфская педагогика), либо связано с углубленным изучением религии. Все альтернативные школы подтверждают качество образования и их статус официально приравнен к статусу обязательной школы, иначе обучение в этих школах не было бы возможным. 

Вот так вот примерно выглядит воплощенные в жизнь социальные гарантии в стране предельно свободолюбивых шведов. 

Ольга Кочева