Положение об использовании технологии педагогического аудита участниками сетевого объединения образовательных организаций

Версия для печатиВерсия для печати

Приложение N 12

к приказу

министра образования

Московской области

от 2 сентября 2014 г. N 3986

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АУДИТА

УЧАСТНИКАМИ СЕТЕВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ) РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение определяет общие подходы к проведению педагогического аудита как образовательной технологии, применяемой участниками сетевого объединения образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) (далее - образовательные организации) работников системы образования в Московской области (далее - работники системы образования).

2. Аудит - процедура независимой оценки деятельности образовательных организаций, систем, процессов, проектов, продуктов.

По содержанию различают финансовый, научный, педагогический и другие виды аудита.

По процедурам аудит может быть внешним или внутренним, инициативным или обязательным.

Аудит не подменяет контроля и надзора, осуществляемого в соответствии с российским законодательством.

3. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с федеральными законами от 30.12.2008 N 307-ФЗ в редакции 2011 г. "Об аудиторской деятельности", от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

 

II. Аудиторская деятельность

 

4. Аудиторскую деятельность могут осуществлять аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Аудитор - физическое лицо, которое осуществляет деятельность по проведению аудита и оказывает сопутствующие услуги, а именно: управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организации; оценочная деятельность; разработка и анализ научных, педагогических проектов, составление бизнес-планов; проведение научно-исследовательских работ в области аудиторской деятельности и распространение полученных результатов; обучение аудиторской деятельности.

5. Права и обязанность аудитора.

Аудитор вправе:

  • самостоятельно выбирать формы и методы проведения аудита, а также при необходимости определять количественный и качественный состав аудиторской группы, проводящей аудит;
  • исследовать документацию по аудируемому вопросу;
  • получать у должностных лиц разъяснения и подтверждения по интересующему вопросу в устной или письменной форме;
  • осуществлять иные права, вытекающие из договора об оказании аудиторских услуг.

Аудитор обязан:

  • объяснить заказчику аудита какими формами и методами будет проводить аудит;
  • представить аудируемому лицу обоснования выводов по завершении аудита; передать в срок аудиторское заключение лицу, заключившему с ним договор;
  • обеспечить хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита;
  • исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

6. Аудиторское заключение предназначено для заказчика аудита, содержит мнение аудитора о состоянии оцениваемого объекта, процесса, проекта, деятельности.

7. Аудиторское заключение представляется только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

8. Любые сведения, документы, полученные или составленные аудитором, являются аудиторской тайной и разглашению не подлежат.

 

III. Формы и методы работы аудитора

 

9. Основной формой работы аудитора является экспертиза как метод исследования и разрешения проблемных ситуаций, какого-либо вопроса, требующего специальных знаний.

10. Экспертиза применяется:

в ситуации неопределенности, когда на основании известных законов невозможно предсказать поведение системы в будущем;

при невозможности экспериментальной проверки предполагаемого хода процесса;

при наличии неопределенных факторов, которые не поддаются контролю;

при наличии многовариантных путей решения проблемы;

при неполноте информации, на основе которой принимаются решения.

11. Цели проведения экспертизы:

проанализировать ситуацию в рамках целей и задач, выработанных педагогическим коллективом;

сформулировать проблемы или помочь коллективу их сформулировать;

определить возможные пути и условия их решения, необходимые способы и средства;

наметить пути реализации намеченного замысла и необходимые интеллектуальные и материальные ресурсы;

определить возможные последствия намеченного замысла.

12. Методы исследования:

- анализ документов и локальных актов организации;

- наблюдения - включенные и косвенные;

- ролевые, деловые, организационно-деятельностные игры;

- групповые дискуссии;

- интервью, беседы.

13. Объекты исследования:

- деятельность как процесс, ведущий от цели (замысла) к результату;

- поведение участников образовательного процесса;

- проектирование и программирование как процессы мышления и деятельности;

- проекты и программы как продукты мышления и деятельности.

14. Результаты:

- новое понимание ситуации, проблемы педагогическим коллективом;

- понимание возможных направлений развития и необходимых для этого действий;

- определение рисков, сильных и слабых сторон намеченных действий;

- понимание направлений совершенствования своей деятельности.

 

IV. Технология экспертизы педагогической деятельности

 

В процессе экспертизы аудитор исследует следующие основные области образовательного процесса.

15. Идеи, ценности, принципы, положенные в основу выбора содержания образования;

цели, задачи, представления о результатах, способах их фиксации и оценивания, как декларируемые, так и скрытые, реализуемые на интуитивном уровне.

16. Содержание образования, в том числе образовательные результаты, на которые ориентирована деятельность учителя. На основе наблюдений и анализа (понимания) деятельности учителя на занятиях аудитор выдвигает предположение о том, каких образовательных результатов учитель хочет достигнуть. Затем свое понимание аудитор соотносит с замыслом (целями) учителя, который выясняется в процессе проведения интервью.

17. Образовательные результаты обучающихся, которые аудитор может наблюдать и оценивать, присутствуя на учебных занятиях.

18. Формы организации деятельности учащихся, при помощи которых учитель реализует запланированные образовательные результаты.

19. Система оценивания образовательных результатов. Критерии достижения требуемых результатов и насколько они понятны учащимся. Экспертизе подвергаются также и сами процедуры и способы оценивания достижений учащихся.

20. Соответствие компетентности педагогического коллектива, необходимой для достижения планируемых результатов.

21. Степень реализации учителями единой образовательной стратегии.

22. Индивидуальные стилевые особенности деятельности учителей.

23. Деятельность и поведение учащихся.

24. Рефлексия. Что и как осознается учителем относительно своей деятельности (что делает учитель, и что делают дети). Как он оценивает результативность своей работы относительно замысла, и готов ли он произвести требуемые изменения в целях и организации учебного процесса.

25. Управление образовательным процессом на уровне всего образовательного учреждения в целом и управление изменениями, в том числе и управление качеством. Понимает ли директор, в чем суть того образования, которое реализуется в его образовательном учреждении. С какой целью проводятся те или иные изменения, на какие результаты они направлены, насколько эффективно он использует свои средства и ресурсы для их достижения. Существует ли концепция и программа изменений, какие реальные изменения осуществляются в школе в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

26. Внеклассные и внешкольные формы деятельности учащихся и их роль в образовательном процессе.

27. Скрытое содержание образования (уклад школьной жизни, характер и содержание профессиональных взаимоотношений учителей друг с другом и учениками в классе и вне его; взаимоотношения учителей с администрацией и администрации с учителями, родителями, учащимися; наличие или отсутствие клубных форм в жизни учителей и учащихся).

28. Как ведется работа с родителями.

29. Школа и ее взаимодействие с внешним социальным окружением.

Аудитор обращает внимание на организацию пространства класса, взаимодействие учащихся между собой, какие вопросы задает учитель и как он их формулирует; как реагирует на те или иные поступки учащихся; что учитель демонстрирует учащимся явно, осознанно или неосознанно.

По результатам аудита составляется аудиторское заключение, предназначенное для заказчика аудита, оно содержит развернутое описание состояния оцениваемого объекта, процесса, проекта, деятельности, а также анализ сильных и слабых сторон исследуемого объекта, краткосрочный, возможно, долгосрочный прогноз развития. Аудиторское заключение представляется только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.