Положение о разработке, структуре и порядке утверждения фондов оценочных средств

Версия для печатиВерсия для печати

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

                

«__»           201  г.

 

 

 

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1. Настоящее Положение вводит единые требования к формированию фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и регламент их использования для мониторинга и оценки качества образовательных достижений обучающихся в образовательной организации (далее по тексту - учреждении), регламентирует состав, структуру и требования к содержанию, оформлению, разработке фонда оценочных средств общеобразовательных программ.
    2. Настоящее   Положение разработано на основании следующих документов:
      1. Федеральный       закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  1. Федеральные     государственные образовательные стандарты;
  2. Устав Учреждения.

Под фондом оценочных средств (в дальнейшем - ФОС) в училище понимается комплект методических и контрольно-оценочных средств, предназначенных для оценивания результатов и процесса учебно-профессиональной деятельности обучающихся, их знаний, умений, элементов практического опыта и компетенций на разных стадиях обучения, а также для аттестационных испытаний выпускников по завершении освоения ими основной профессиональной образовательной программы на соответствие /несоответствие уровня их подготовки требованиям ФГОС и соответствующих образовательных программ.

Контрольно-оценочные средства (КОС) — это все виды оценочных материалов, позволяющих определить фактический уровень освоения образовательных программ и подтвердить достижения различных образовательных результатов, в том числе факт сформированности компетенций (контроль и оценка) и готовности к определенным видам деятельности, их качественная оценка.

Цель формирования ФОС — обеспечение системы профессионального образования училища современным инструментарием оценки качества образования (мониторинга учебных достижений обучающихся, самоаттестации училища, проведения различных оценочных мероприятий).

Задачи создания фонда оценочных средств:

  1. Контроль и управление процессом приобретения необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций.
  2. Контроль и управление достижением целей реализации ООП в виде общих и профессиональных компетенций выпускников.
  3. Оценка достижений обучающихся в процессе изучения учебной дисциплины, междисциплинарного комплекса, профессионального модуля.
  4. Обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности.
  5. Достижение уровня контроля и управления качеством образования, обеспечивающего признание квалификаций выпускников работодателем.
  1. НАЗНАЧЕНИЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
    1. Фонд оценочных средств создается для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям основной профессиональной образовательной программы и разрабатывается для текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации.
    2. Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:
  • оценка уровня освоения дисциплин/МДК/практик;
  • оценка компетенций обучающихся.
    1. Структура ФОС включает:
  • комплект методических материалов по разработке ФОС текущего контроля знаний, промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации;
  • образец заполнения контрольно-оценочных средств для контроля освоения образовательных результатов учебной дисциплины и междисциплинарного курса;
  • образец заполнения контрольно-оценочных средств для контроля освоения образовательных результатов профессионального модуля в рамках экзамена (квалификационного).
    1. Исходными документами для составления фонда оценочных средств является ООП, рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей.
    2. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС и обеспечивать решение оценочной задачи соответствия готовности выпускника этим требованиям.
  1. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ

СРЕДСТВ

  1. Функции контрольно-оценочных средств — мотивация, корректировка, стимулирование, оценка и контроль учебных достижений обучающихся.
  2. Объектом измерения контрольно-оценочных средств являются:
    1. для учебной дисциплины и междисциплинарного курса (далее по

тексту — КОС/КОС УД и КОС МДК соответственно) - знания и умения обучающихся;

  1. для       учебной практики - умения и полученный в ходе учебной

практики первоначальный практический опыт;

  1. для производственной практики - практический опыт и фиксация

уровней освоения общих компетенций;

  1. для     преддипломной практики - фиксация процесса углубления

первоначального практического опыта обучающегося, развития общих и профессиональных компетенций, проверка его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также степени готовности к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм;

  1. для               профессионального модуля (ПМ) в рамках экзамена

квалификационного - в состав контрольно-оценочных средств могут входить специализированные компетентностно-оценочные материалы (КОМ) по оценке сформированности компетенций всех элементов профессионального модуля (в том числе фиксация результатов освоения МДК и всех видов практики), оценивающие качественно освоены/не освоены соответствующие профессиональные компетенции и определенные для указанного модуля элементы общих компетенций;

  1. государственной итоговой аттестации - оценка выполнения выпускной квалификационной работы и/или демонстрационного экзамена (в части комплексного применения результатов освоения всех видов профессиональной деятельности для решения производственной задачи), в состав КОС также входят компетентностно-оценочные материалы для фиксации результатов освоения в полном объеме общих компетенций.

3.3 Контрольно - оценочные средства применяются для текущего контроля в различных формах (устные и письменные опросы, тестирования и т.п.) и промежуточной аттестации в форме зачета, дифференцированного зачета, экзамена (в том числе комплексного и квалификационного), используемые формы оценивания — баллы (выбранного на усмотрение разработчика диапазона со шкалой последующего перевода в традиционную систему оценивания) или отметка в традиционной системе оценивания:

  1. неудовлетворительно (2);
  2. удовлетворительно (3);
  3. хорошо (4);
  4. отлично (5).
  1. Каждый учитель имеет право дополнять содержание ФОС необходимыми, с его точки зрения, материалами (предварительного (входного) и/или рубежного контролей в рамках проведения текущего контроля).
  2. Структура и образец оформления КОС для проведения экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю и образец оформления КОС для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине и МДК утверждаются приказом директора Учреждения. КОС для промежуточной аттестации оформляются отдельно от КОС текущего контроля и КОС государственной итоговой аттестации. КОС текущего контроля могут быть объединены с КОС входного и рубежного контролей (проводимого в рамках текущего контроля) и представлять собой единый документ или оформляться отдельно (на усмотрение педагога).
  3. К контрольно-оценочным средствам должны прилагаться:
  1. Перечень  теоретических       вопросов,       выносимых         на

дифференцированный зачет или зачет.

  1. Перечень   практических        заданий,        выносимых         на

дифференцированный зачет или зачет.

  1. Список тем рефератов, творческих работ, эссе и т.п..
  2. Комплект преподавателя.

3.7. КОС являются неотъемлемой частью учебно-методических комплексов (УМК) дисциплины/МДК/ПМ.

  1. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
    1. Разработка составляющих фондов оценочных средств является одним из основных видов учебно-методической работы преподавателя.
    2. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются учителем-предметником (коллективом учителей) училища и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
    3. Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации разрабатываются преподавателями (коллективом преподавателей) училища и утверждаются заместителем директора по учебной работе после предварительного положительного заключения работодателей.
    4. Разработка составляющих ФОС реализуется по следующему алгоритму:
      1. Разработка и утверждение учителем-предметником плана подготовки УМК по соответствующей дисциплине (профессиональному модулю), определение сроков и ответственных за подготовку УМК.
      2. Разработка КОС осуществляется учителем (коллективом учителей), обеспечивающим преподавание дисциплины или МДК, КОС — учителем (коллективом учителей), обеспечивающим преподавание модуля.
      3. Рассмотрение, рецензирование, обсуждение и коррекция составляющих ФОС проводится на учителем-предметником (коллективом учителей).
      4. Утверждение КОС:
  • КОС по дисциплине/МДК для промежуточной аттестации, которая проводится в форме дифференцированного зачета, зачета и экзамена, рассматриваются на заседании ПЦК, педагогическом совете и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе училища.
  • КОС по профессиональному модулю для промежуточной аттестации, которая проводится в форме экзамена (квалификационного), рассматриваются также на заседании ПЦК, педагогическом совете и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе училища после предварительного положительного заключения работодателей.

КОС по учебной и производственной практикам для промежуточной аттестации, которая проводится в форме дифференцированного зачета, рассматриваются также на заседании ПЦК, педагогическом совете и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе училища после предварительного положительного заключения работодателей.

  • КОС для ГИА рассматриваются также на заседании ПЦК, педагогическом совете и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе училища после предварительного положительного заключения работодателей.
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА РАЗРАБОТКИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ

СРЕДСТВ

  1. Ответственным за качественную подготовку ФОС, соответствие требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов является соответствующий учитель.
  2. Контроль содержания и качества разработки ФОС по дисциплинам, МДК, ПМ, ГИА осуществляется соответствующим учителем, заместителем директора по учебно-методической работе училища; заместителем директора по учебной работе Учреждения.
  3. Ответственным за качественную подготовку, контроль содержания и качества разработки, хранение ФОС (в том числе в электронном виде) Учителем, заместителем директора по учебной работе Учреждения.
  4. На этапе корректировки материалов ФОС соответствующий учитель осуществляет периодический контроль их соответствия современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления образовательного процесса.
  5. Материалы ФОС корректируются Педсоветом ежегодно перед началом учебного года. Изменения и дополнения отражаются в последнем разделе соответствующих материалов. Ответственным за достоверность состояния ФОС является заместитель директора по учебной работе.
  6. Оригиналы ФОС для проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации хранятся в учебной части Учреждения. Ответственный за хранение - заведующий отделением по учебной работе.
  • Электронный вариант ФОС хранится в учебной части училища на локальном диске, включающем полный пакет документации по специальности в составе документов по УМК.
  1. Наименование файла с комплектом КОС должно содержать код образовательной программы.
  2. В файл КОС должны быть включены дополнительно сканированные копии титульных листов со всеми визами, а также всех листов с изменениями и дополнениями (при их наличии). Кроме того, электронный вариант КОС должен храниться у автора или авторского коллектива.
  3. Ответственный за представление электронного варианта УМК –соответствующий учитель.
  4. Ответственный за хранение электронного варианта КОС - заведующий отделением по учебной работе.
  1. ИЗУЧЕНИЕ

 

  1. Настоящее Положение подлежит изучению преподавательским составом Учреждения.
  2. Ответственный за организацию и проведение обучения – соответствующий учитель, зам по УМР.
  1. АРХИВИРОВАНИЕ
    1. Место хранения настоящего положения - кабинет заместителя директора по учебной работе. Копии Положения передаются на хранение в учебную часть.
    2. Срок хранения - до минования надобности.
  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ
    1. Актуализацию настоящего положения осуществляет заместитель директора по учебной работе в следующем порядке:
      1. по итогам рассмотрения служебных записок, содержащих предложения по совершенствованию процедуры разработки ФОС/УМК, проводит анализ настоящего положения с целью определения в нем несоответствий;
      2. информация о найденных несоответствиях направляется к рассмотрению в педагогический совет Учреждения;
      3. по характеру и значимости выявленных несоответствий педагогический совет училища принимает одно из следующих решений:
  • внесение изменений;
  • пересмотр;
  • утрата силы Положения.
    1. Разработка изменения настоящего положения.
      1. Изменения настоящего положения разрабатываются при замене, дополнении или исключении отдельных его требований.
      2. Информация об изменении указывается в листе регистрации изменений настоящего положения.
    2. Пересмотр настоящего положения.
      1. При пересмотре настоящего положения разрабатывается новый его вариант взамен действующего. При этом ранее действующее положение отменяется приказом директора училища.
  1. ОТМЕНА ДЕЙСТВИЯ
    1. Настоящее положение признается утратившим силу в соответствии с приказом директора Учреждения.
    2. В приказе, кроме указания об утрате настоящим положением силы, должно быть указание о признании приказа, которым оно было утверждено и введено в действие, утратившим силу.
    3. Проект приказа разрабатывается заместителем директора по учебной и согласовывается с соответствующими учителями.

10. ИЗЪЯТИЕ ИЗ ОБРАЩЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЕ

Изъятие из обращения и уничтожение настоящего положения не предусматривается.

Рассмотрено

и рекомендовано к утверждению

на заседании педагогического совета

Учреждения

Протокол №