«О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»

Версия для печатиВерсия для печати

Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-412 "О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения"

Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет методические рекомендации по вопросам организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, разработанные Институтом управления образованием Российской академии образования в рамках реализации I этапа проекта "Внедрение моделей профильного обучения, в том числе создание условий организации процесса обучения, развивающего у детей интерес к медиа- и информационным технологиям, инженерно-технической, исследовательской и конструкторской деятельности в системе дополнительного образования детей" Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики в образовании
Е.Л.НИЗИЕНКО

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Эффективная организация профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования требует особого ресурсного обеспечения. Для организации качественного обучения старшеклассников становится целесообразным использование образовательных ресурсов учреждений дополнительного, начального и среднего профессионального образования детей, различных структур довузовского образования, заочных школ, дистанционного образования, что особенно актуально в условиях однокомплектных и малокомплектных школ в сельской местности и малых городах.

В практике деятельности образовательных учреждений начинают складываться различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов для организации профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования. Это обеспечивает для обучающегося более широкий спектр возможностей самостоятельного и ответственного выбора необходимых ему учебных курсов и образовательных программ вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательных учреждений, реализующих указанные программы.

Поддержка взаимодействия образовательных учреждений и нормативное регулирование складывающихся между ними отношений для реализации образовательных программ профильного обучении становится возможным при организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) - совместная деятельность образовательных учреждений (организаций), в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.

Необходимые условия организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций):

а) возможность осуществления перемещений обучающихся и (или) учителей образовательных учреждений (организаций), входящих в сеть;

б) наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих обучающимся возможность выбора, обеспечивающих максимальное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся старших классов;

в) возможность организации зачета результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенным обучающимися в учреждениях (организациях) - участниках сетевого взаимодействия.

При сетевом взаимодействии каждый педагог продолжает работать в своем образовательном учреждении, а обучающиеся - учиться в своих школах. Изменяется организация деятельности образовательных учреждений, которая направлена на профилизацию образования обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений с учетом особенностей образовательной деятельности всех участников сети, ориентирована на совместно определенные цели, связанные с реализацией образовательных программ предпрофильной подготовки и профильного обучения.

 Организационные варианты сетевого взаимодействия
в системе профильного обучения

По типу вовлеченных субъектов, определяющему основные функции сетевого взаимодействия, можно выделить различные варианты образовательных сетей профильного обучения.

Вариант I - когда субъектами сетевого взаимодействия с общеобразовательным учреждением, реализующим профильное обучение, выступают учреждения дополнительного образования детей, образовательные учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего), предприятия и организации экономической и социальной сферы. Организуется "вертикальное" взаимодействие между учреждениями различного уровня образования. Основная функция такого типа взаимодействия, называемого "социальное партнерство образовательного учреждения" - расширение социальной ситуации развития обучающихся за счет привлечения ресурсов внешкольной среды (кадровых, научно-методических, лабораторных и пр.).

Социальное партнерство образовательного учреждения - система отношений образовательного учреждения с другими учреждениями (организациями), обеспечивающая возможность привлечения их образовательных ресурсов для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности обучающимися данного образовательного учреждения.

Вариант 2 - когда партнерами сетевого взаимодействия выступают несколько общеобразовательных учреждений ("горизонтальная сеть"). Основная функция такой сети - создание сетевых межшкольных классов (групп), позволяющих увеличить число классов-комплектов для обеспечения возможности их деления на несколько профильных групп. Наиболее распространенный тип "горизонтальной" сети профильного обучения - муниципальная сеть профильного обучения (система сетевого взаимодействия образовательных учреждений одного муниципального образования).

Возможна также комбинация двух приведенных выше вариантов, позволяющая объединить их преимущества.

"Горизонтальные" сети профильного обучения могут различаться по типу организации. Первая модель - сеть равноправных субъектов, когда, например, на базе одной школы организуется изучение на профильном уровне предметов физико-математического цикла, на базе другой - предметов гуманитарного цикла, на базе межшкольного учебного комбината, включенного в сеть, - профильных предметов в рамках технологического профиля и т.д. Вторая модель - "кустовая сеть профильного обучения" - предполагает группировку сети школ вокруг одного более мощного образовательного учреждения - учебного ресурсного центра профильного обучения, на базе которого реализуется профильный компонент учебного плана, тогда как предметы на базовом уровне изучаются в других школах. Отдельным случаем второй модели является организация на базе ресурсного центра старшей многопрофильной школы-ступени, при этом другие школы сети либо переходят в статус основных школ, либо реализуют на старшей ступени только непрофильное обучение (универсальные классы) для обучающихся, не определившихся с выбором профиля.

Ресурсный центр профильного обучения (предпрофильной подготовки) - опорное учреждение образовательной сети профильного обучения (предпрофильной подготовки), обладающее необходимой учебной и материально-технической базой, кадровым составом для реализации профильного обучения (предпрофильной подготовки) и осуществляющее обеспечение профильного обучения (предпрофильной подготовки) в образовательной сети, в том числе с использованием средств дистанционных технологий, тьюторской поддержки, а также другое ресурсное обеспечение.

Как правило, ресурсные центры организуются на базе наиболее ресурсно обеспеченного муниципального общеобразовательного учреждения, входящего в состав муниципальной сети предпрофильной подготовки и профильного обучения. Цель ресурсного центра профильного обучения (РЦПО) - создание единого образовательного пространства муниципальной территории, позволяющего на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения обеспечить условия для осознанного выбора обучающимися дальнейшего образовательного маршрута в соответствии с их индивидуальными способностями, интересами и реальными потребностями рынка труда.

Ресурсные центры могут различаться:

по способу организации: одно из образовательных учреждений - участников сети; специально созданное подразделение одного из участников сети; специально созданное учреждение;

по функциям: учебные, дистанционные, профориентационные, методические, информационные, комплексные;

по подчинению: региональные, муниципальные.

РЦПО реализует следующие основные функции:

учебная - реализация в смешанных (межшкольных) классах или группах образовательных программ профильных предметов, элективных курсов, социальных практик, проектно-исследовательской деятельности в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения;

дистанционная - обеспечение реализации образовательных программ с использованием средств дистанционных технологий в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения;

методическая - осуществление научно-методической, информационной и консультационной поддержки образовательных учреждений в реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, накопление и передача опыта в области профильного обучения, повышение квалификации педагогических кадров профильного обучения.

В рамках перечисленных основных функций ресурсные центры профильного обучения могут также решать следующие задачи:

выявление потребностей обучающихся и их родителей в профильных образовательных услугах, организация личностно-ориентированного учебного процесса с выстраиванием индивидуальной образовательной траектории школьника;

оценка готовности обучающихся к сдаче единого государственного экзамена;

систематизация и распространение педагогической информации о возможностях ресурсного центра в плане индивидуализации образовательных программ, повышения уровня мотивации образовательной деятельности, расширения образовательного пространства социализации и профессионального самоопределения школьников и на этой основе создание информационного банка данных ресурсного центра;

организация психолого-педагогического и тьюторского сопровождения профильного обучения участников образовательного процесса, изучение адаптации обучающихся и педагогов к новому образовательному процессу, развитие у них коммуникативных умений и навыков;

развитие деятельности по интеграции, управлению и сопровождению существующего научно-методического, информационного, кадрового и материально-технического обеспечения развития образовательной среды муниципальной территории;

расширение сотрудничества с образовательными учреждениями общего, профессионального, дополнительного образования и иными организациями, оказывающими различного рода образовательные услуги в пределах муниципальной территории в целях дифференциации и индивидуализации образования.

Могут быть выделены следующие основные модели муниципальных ресурсных центров профильного обучения:

Модель 1 - учебный ресурсный центр, реализующий программы профильных предметов (а также элективных курсов, социальных практик, проектно-исследовательской деятельности) для всех обучающихся профильных старших классов, включенных в образовательную сеть. Эта модель наиболее приемлема для небольших городов и поселков, в которых имеется небольшое число школ с малым количеством классов в параллели.

Организация образовательного процесса в рамках данной модели может осуществляться двумя основными способами:

1) все примерные профили в сети реализуются только на базе ресурсного центра; в остальных школах, входящих в сеть, сохраняются только универсальные классы. По окончании основной школы обучающиеся, выбравшие тот или иной профиль обучения, переходят в ресурсный центр; обучающиеся, не выбравшие профиль обучения, остаются в универсальных старших классах своих школ. В этом случае ресурсный центр организационно представляет собой многопрофильную школу (возможный вариант - школа, имеющая только старшую ступень);

2) на базе ресурсного центра реализуются профильные предметы и те элективные курсы, которые не могут быть реализованы на базе школ - участниц сети. Базовые предметы и остальные элективные курсы реализуются в школах - участницах сети. В этом случае составляется общее сетевое расписание для 9 - 11-х классов, в котором выделяются особые дни учебной недели (как правило, по одному дню для каждой из трех указанных параллелей), в которые проводятся занятия для обучающихся смешанных (сетевых) классов или групп по профильным предметам и элективным курсам на базе ресурсного центра. Кроме того, занятия по элективным курсам профильного обучения могут проводиться на базе ресурсного центра во второй половине школьного дня.

Модель 2 - дистанционный ресурсный центр, обеспечивающий реализацию программ профильных предметов и элективных курсов в дистанционной форме. Данная модель наиболее эффективна в условиях сельского района, при значительной удаленности друг от друга общеобразовательных учреждений, среди которых есть и малокомплектные.

Модель 3 - методический ресурсный центр, реализующий семинары, семинары-практикумы, конференции и другие формы повышения квалификации и обмена опытом для школ - участниц сети, реализующих профильное обучение. В этом случае реализация профильных предметов, элективных курсов, социальных практик, проектно-исследовательской деятельности обучающихся более или менее равномерно распределена по школам - участницам образовательной сети. Педагогические кадры такого ресурсного центра могут принимать участие в ведении профильных предметов в других школах сети. На базе методического ресурсного центра создаются сетевые базы данных элективных курсов, методических разработок в области профильного обучения и др., обеспечивается их доступность для педагогов других школ сети. Такая модель может быть рекомендована для образовательных сетей профильного обучения больших городов, где в сети профильного обучения могут быть включены несколько многопрофильных школ, обладающих разноуровневым кадровым и методическим потенциалом.

 

Формы гражданско-правового регулирования правоотношений
участников сетевого взаимодействия

По нормативно-правовым основаниям могут быть выделены следующие типы сетевого взаимодействия:

"школа как сеть" (система социального партнерства одного образовательного учреждения);

"школы одного учредителя" (муниципальная сеть профильного обучения);

учреждения, принадлежащие разным учредителям.

При этом участниками сетевого взаимодействия могут быть юридические лица; общеобразовательные учреждения, межшкольные учебные комбинаты, организации начального, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, а также негосударственные образовательные организации, общественные и другие организации.

Возможны различные варианты гражданско-правового оформления сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций). Сетевое взаимодействие может быть оформлено как в договорных формах между его участниками, так и посредством учреждения участниками сети нового юридического лица, представляющего саму сетевую соорганизацию как самостоятельный субъект права. В частности, в соответствии с частью 8 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" возможно создание участниками сетевого взаимодействия образовательного объединения.

В качестве договорных форм могут использоваться:

договоры аренды;

договоры безвозмездного пользования;

договоры об оказании образовательных услуг;

другие договорные формы, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Вся совокупность форм и видов совместной деятельности участников сети выстраивается в качестве системы согласованных между собой разнопредметных сделок, а также локальных нормативных актов, предусмотренных уставами образовательных учреждений.

В системе договоров необходимо предусмотреть координацию системы оценивания. В силу того, что обучающиеся начинают обучаться в нескольких образовательных учреждениях, возникает необходимость согласования их промежуточной аттестации, что также оговаривается в договорах об их совместной деятельности.

Договоры должны регулировать совместные мероприятия участников сети. Деятельность образовательных учреждений - участников сетевого взаимодействия обычно связана не только с преподаванием учебных дисциплин, но и с рядом внеклассных мероприятий. К числу таковых можно отнести совместные спортивные соревнования, праздники, фестивали, концерты, добровольческие акции, профильные лагеря в каникулярный период, различные социальные практики и пр.

Для реализации сетевого взаимодействия в раздел о комплектовании контингента обучающихся Устава образовательного учреждения - участника сетевого взаимодействия целесообразно внести следующее дополнение:

"Учреждение, при наличии необходимых условий, вправе предоставлять возможность обучения по отдельным предметам, профильным, базовым и элективным курсам, по разделам предметов, профильных, базовых, элективных курсов обучающимся из других школ, при условии согласования порядка такого обучения со школой, в которой обучающийся получает общее образование, и с родителями (законными представителем) обучающихся. Порядок приема и обучения таких обучающихся регламентируется Положением "О порядке организации обучения по отдельным предметам, профильным, базовым, элективным курсам обучающихся из других общеобразовательных учреждений", утверждаемым директором Учреждения".

При формировании сетевого взаимодействия вопрос о "принадлежности" ученика определенному общеобразовательному учреждению может быть решен следующим образом.

Всем обучающимся должна быть обеспечена возможность освоения всех предметов Базисного учебного плана на базовом уровне в своем общеобразовательном учреждении. Вместе с тем, в отдельных случаях при недостатке кадровых, материальных и иных ресурсов, допускается объединение учеников разных школ для освоения образовательных программ и на базовом уровне.

РЦПО, как правило, не является юридическим лицом. Он является структурным подразделением муниципального образовательного учреждения и требует внесения соответствующих изменений в устав последнего.

Деятельность РЦПО осуществляется на основе:

договоров на оказание образовательных услуг;

договоров о совместной деятельности в муниципальной сети профильного обучения, возможные варианты:

трехсторонний договор (муниципальный орган управления образованием - РЦПО - школы-участницы);

система двухсторонних договоров (муниципальный орган управления образованием - РЦПО, МРЦПО - школы-участницы).

муниципальных положений о Ресурсном центре профильного обучения;

других локальных нормативных актов общеобразовательных учреждений, участвующих в сетевом взаимодействии.

Руководство деятельностью РЦПО осуществляется с учетом рекомендаций муниципального Координационного совета по профильному обучению. Решения Координационного совета носят рекомендательный характер. Они не могут противоречить действующему законодательству в области организации деятельности общеобразовательных учреждений. Исполнение приказов управления образования администрации муниципальной территории возлагается на администрацию РЦПО, школ-участниц и других образовательных учреждений района.

Выбор модели организации сетевого взаимодействия и социального партнерства.

Можно выделить различные варианты (модели) организации профильного обучения в школе и в муниципальной территории: муниципальные сети профильного обучения транспортной и (или) пешеходной доступности с ресурсными центрами различных видов или без них; старшая школа - ступень профильного обучения; дистанционное профильное обучение; социальное партнерство школы (сети школ) с учреждениями профессионального и (или) дополнительного образования, предприятиями (организациями) экономической и (или) социальной сферы и др., а также различные комбинации данных моделей.

Важнейшими основаниями для выбора той или иной модели школой, муниципальным образованием являются:

тип поселения;

социокультурная ситуация в населенном пункте (районе).

I. Выбор модели с учетом типа поселения.

1. Для мегаполисов и больших городов модель организации профильного обучения строится с учетом высокой плотности и разнообразия образовательных ресурсов, а также высокой доли крупных, ресурсно обеспеченных школ. Это делает возможным приоритетную ориентацию на следующие модели организации профильного обучения:

внутришкольная профилизация на основе профильных классов или межклассных профильных групп, при условии обеспечения школой не менее 3 - 4 профилей, либо на основе обучения по ИУП;

организация социального партнерства школы с вузами, при этом желательно, чтобы к реализации образовательного процесса по каждому профилю привлекались ресурсы более чем одного вуза;

организация социального партнерства с учреждениями дополнительного образования детей, а также учреждениями науки, культуры и спорта (технопарки, бизнес-инкубаторы, библиотеки, музеи, театры, спортивные комплексы и др.).

2. Для малых городов, для удаленных и обособленных районов больших городов, школы которых находятся друг от друга на расстоянии пешеходной или ближайшей транспортной доступности, могут быть с наибольшей эффективностью реализованы следующие модели профильного обучения:

муниципальная сеть профильного обучения с одним-двумя ресурсными центрами, в качестве которых желательно привлечь наиболее сильные школы города (включая гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов), а также, в ряде случаев, межшкольные комбинаты (прежде всего, по технологическим профилям) и учреждения дополнительного образования детей;

создание на базе одной наиболее сильной школы старшей многопрофильной школы-ступени, принимающей на себя весь комплекс задач по профильному обучению старшеклассников города; при этом другие школы, сохраняющие старшую ступень, реализуют только универсальное (непрофильное) обучение;

организация социального партнерства школ с вузами, образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, а также предприятиями и организациями экономической и социальной сферы (в том числе с целью организации профессиональных проб, социальных практик и других подобных форм работы).

3. Для сельских районов с высокой плотностью населения, как правило, эффективны следующие модели организации профильного обучения:

муниципальная сеть профильного обучения транспортной доступности (не более 1 - 1,5 часа пути в одну сторону) с ресурсными центрами или без них;

социальное партнерство с учреждениями начального и среднего профессионального образования, предприятиями экономической и социальной сферы (прежде всего, с целью организации профессиональных проб, социальных практик и других подобных форм работы).

4. Для малонаселенных территорий, характеризующихся большой удаленностью населенных пунктов друг от друга, преобладанием малочисленных и малокомплектных школ, могут быть рекомендованы следующие модели организации профильного обучения:

сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей;

социальное партнерство с предприятиями, организациями, имеющимися в населенном пункте;

использование механизмов дистанционного обучения для реализации программ элективных курсов.

II. Выбор модели с учетом социокультурной ситуации.

Одним из определяющих факторов выработки стратегии организации и развития предпрофильной подготовки профильного обучения выступает тип социокультурной ситуации как комбинация двух основных параметров: культурно-исторической традиции и уровня развития современного социокультурного фона.

Анализ информации, представленной субъектами Российской Федерации, показывает наличие следующих характерных социокультурных особенностей, оказывающих влияние на деятельность школ, реализующих профильное обучение:

а) Сохранились культурно-исторические традиции, относительно высок уровень современного социокультурного фона. В данном случае оказывается возможным на основании механизмов социального партнерства вовлечение в процесс предпрофильной подготовки и профильного обучения:

учреждений дополнительного образования детей;

учреждениий начального, среднего и высшего профессионального образования;

учреждениий науки, культуры, спорта;

учреждениий и предприятиий экономической и социальной сферы различной направленности.

При этом указанные ресурсы позволяют усилить практически все содержательные компоненты предпрофильной подготовки (предпрофильные элективные курсы, информационная работа, профильная ориентация, профессиональные пробы и др.) и профильного обучения (профильные учебные предметы, профильные элективные курсы, проектно-исследовательская деятельность учащихся, социальные практики и др.).

б) Сохранились культурно-исторические традиции, но уровень современного социокультурного фона низок. Данная ситуация предполагает приоритетное использование для решения задач профильного обучения сохранившихся образовательно-культурных ресурсов, таких как учреждения дополнительного образования детей, с которыми возможна организация сетевого взаимодействия школ, а также учреждений культуры (музеев, библиотек и пр.) - на основе механизмов социального партнерства.

в) Культурно-исторические традиции отсутствуют, но уровень современного социокультурного фона относительно высок. Данный тип территории нередко характеризуется опережающим развитием экономической сферы над социальной, что позволяет выстраивать приоритетные партнерские связи школ, реализующих предпрофильную подготовку и профильное обучение, с предприятиями экономической сферы. Целью таких связей может стать совместная с работодателями ориентация обучающихся на получение образования, профиль которого соответствует актуальным и перспективным потребностям работодателя.

г) Культурно-исторические традиции и современный социокультурный фон отсутствуют. В данном случае главным, а нередко и единственным носителем образовательного потенциала являются сами учреждения образования. Усиление данного потенциала, необходимое для успешной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, может осуществляться здесь лишь за счет кооперации школ, то есть организации их сетевого взаимодействия друг с другом и, при возможности, организации социального партнерства с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

 

Порядок организации сетевого взаимодействия

В качестве инициаторов сетевого взаимодействия могут выступать ученики, их родители или законные представители, образовательные учреждения (организации), органы управления образованием.

Общеобразовательное учреждение, выступая инициатором сетевого взаимодействия, решает задачи расширения спектра образовательных услуг. Это позволяет при переходе к профильному обучению сохранять контингент учащихся, привлекать дополнительные ресурсы, в том числе внебюджетные средства. Базовым механизмом взаимодействия образовательных учреждений (организаций) становится механизм их кооперации - совместного использования ресурсов для реализации образовательных программ и индивидуальных учебных планов обучающихся.

Органы управления образованием, инициирующие на своей территории сетевое взаимодействие в условиях реализации профильного обучения, решают задачи обеспечения гарантий прав граждан на получение общего образования, эффективного использования имеющихся ресурсов системы образования, оптимизации управления региональными и муниципальными системами образования. В этом случае значимыми становятся как механизм зачета общеобразовательным учреждением результатов, полученных обучающимся в иных образовательных учреждениях (организациях), так и механизм кооперации образовательных учреждений (организаций).

В любом случае, инициирование сетевого взаимодействия в муниципальной системе образования реально происходит тогда, когда потенциальные участники и партнеры сети начинают видеть возможное решение своих вопросов и стоящих перед ними задач совместными усилиями, за счет простейшей координации уже проводимых в различных организациях и учреждениях работ.

Организация образовательной сети профильного обучения предполагает следующий порядок действий.

Шаг 1. Формирование участников сетевого взаимодействия.

На первом этапе важно определить проблемы, которые будут решаться за счет создания сети, в целом. К таковым можно отнести повышение качества социально-образовательной среды города, территории, региона. Здесь же, в ходе достижения договоренностей о проблематике построения сетевого образования, должны быть определены задачи совместных работ на средне- и долгосрочный период времени. Необходимо учитывать интересы, ситуацию учредителя. Они могут стать ключом для инициирования сетевого образования.

В дальнейшем работа должна строиться по подготовке участников к сетевым работам. Основным моментом здесь является изменение отношений между образовательным учреждением (организацией), учениками, родителями, педагогами, авторами и ведущими образовательных услуг, учредителем, другими образовательными агентами (агентами здесь мы называем тех, кто осуществляет реальную практику в образовании, обучении, воспитании, подготовке. Это могут быть как юридические, так и физические лица).

Шаг 2. Подготовка набора соглашений, договоров, положений о проведении сетевых работ участниками сетевого взаимодействия.

Набор нормативно-правовых и организационных документов должен обеспечить реализацию сетевого взаимодействия по нескольким направлениям:

возможность проведения обучения в формах и режимах сетевого образования;

основания для финансирования проводимых работ, включая оплату труда педагогов;

основания для зачета образовательных услуг, оказанных различными учреждениями;

возможность внесения корректировок в ходе оказания образовательных услуг - по кадровому обеспечению, тематике, срокам проведения и т.д.

Конкретное образовательное учреждение берет на себя, в рамках договорных и иных отношений в сети, обязательства по сопровождению ученика.

Шаг 3. Подготовка пакета сетевых образовательных услуг.

Поскольку речь идет об услугах и потенциальных пользователях, а не об обязательном посещении всех учащихся, необходимо учитывать интересы пользователей, то есть учеников и родителей.

Формировать пакет услуг необходимо по нескольким следующим основаниям:

1) услуги, предметно направленные и связанные с изучением профильных учебных предметов на базе другого образовательного учреждения (данный вид услуг, как наиболее сложный и ответственный, может быть реализован не на первом, а на более позднем этапе сетевого взаимодействия);

2) услуги, предметно направленные, проходящие в интенсивной форме и позволяющие осваивать учебный материал за более короткий срок. Например, по химии для старшеклассников, для которых химия не будет являться профильным предметом при обучении в вузе;

3) услуги, связанные с реализацией предметных элективных курсов профильного обучения. Следует иметь в виду, что это могут быть курсы как предметно, так и не предметно направленные. Примеры второго рода - организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся, с доведением до практического результата, или организация социальных практик;

4) не предметно организованные услуги, направленные на оснащение ученика. Например, успешное прохождение тестирования, скорочтение, стенография, грамотное чтение условий задачи, беглый перевод текста с иностранного языка и пр. Важно, чтобы эти результаты и первые итоги были понятными для окружающих, не требовали больших временных затрат на их достижение. Можно ориентироваться на сроки 2 - 4 месяца или полгода.

Необходимо определение реального объема учебных и образовательных работ, которые могут быть выполнены при сетевом взаимодействии, в выбранной модели и организационной форме, с учетом их постепенного выстраивания. Это один из ключевых моментов последующей организации работ. Слишком малый объем может оказаться непривлекательным, слишком большой - необеспеченным.

Шаг 4. Формирование группы учеников с утвержденными и согласованными, между участниками сетевого взаимодействия, индивидуальными учебными планами.

Эта работа требует учета интересов школьников и родителей. Например, свободный график обучения для тех, кто загружен различными занятиями вне школы. Опыт показывает, что в среднем 15 - 20% (в ряде случаев до 30%) школьников готовы и вполне справляются с учебой в режимах консультаций, сдачи зачетов по темам и пр. Или: учет разного уровня и разных возможностей (способностей) освоения учебного материала разными детьми. В первом случае - это экономия времени ученика и более быстрое движение по программе, во втором - выбор режима и темпа обучения, при котором это обучение становится для ученика посильным.

Обе категории обучающихся, довольно многочисленные в масштабе района, города, вполне показательны в залоге преимуществ индивидуального обучения и сетевого образования. Разумеется, могут быть и другие участники учебных, образовательных групп. Так как смена режимов учебных работ, формы обучения является важным мотивационным фактором, вполне возможно, что формировать такие группы следует из учеников, "теряющих" мотивацию к обучению в традиционном формате, но сохраняющих заинтересованность в своих личных, индивидуальных результатах обучения.

Шаг 5. Подготовка бюджета, сетевого графика и расписания пакета сетевых образовательных услуг.

Составление сетевого графика должно проводиться группой педагогов, реализующих данный пакет образовательных услуг. В дальнейшем они согласовывают все организационные документы с участниками сетевого взаимодействия - юридическими лицами, которые, в свою очередь, приняв сетевой график и расписание, обеспечивают их выполнение: участие школьников, предоставление необходимой материально-технической базы и пр.

Бюджет составляется участниками - партнерами сетевого взаимодействия и согласовывается с учредителем.

Главным требованием при планировании и проведении сетевых работ является своевременная обработка промежуточных результатов, направленная на их использование, продвижение идеи сетевого образования, перенос и передачу полученного опыта.

 

Управление образовательной сетью профильного обучения

Выстраивая управление сети, необходимо выстраивать коллективное принятие управленческих решений и создавать соответствующие условия.

Система управления образовательной сетью включает в себя Управляющий Совет и общий сбор представителей субъектов образовательного процесса (органы стратегического руководства, координации и планирования деятельности сети), а также Совет управленческих команд, занимающийся решением в основном тактических вопросов. Необходима также позиция диспетчера (или дежурного администратора) для решения оперативных вопросов.

Управляющий Совет формируется при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющем управление в сфере образования, из числа специалистов регионального и муниципальных органов управления образованием, представителей общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного и профессионального образования.

В компетенцию Управляющего Совета входит принятие решений по следующим вопросам:

формирование сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

внесение предложений по формированию механизма ресурсного и финансового обеспечения профильного обучения;

рассмотрение и внесение на утверждение регионального органа управления образованием заявок общеобразовательных учреждений об открытии профильных классов в общеобразовательных учреждениях;

внесение предложений и придание статуса ресурсного центра общеобразовательным учреждениям;

формирование территориальной экзаменационной комиссии для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, поступающих в профильные классы на ступени среднего (полного) общего образования;

разработка рекомендаций по перечню и проектам нормативных актов муниципального уровня по вопросам организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях;

формирование рабочих групп для решения отдельных вопросов;

анализ и оценка работы на разных этапах реализации плана мероприятий по переходу на сетевую предпрофильную подготовку и профильное обучение.

 

Механизмы работы сети профильного обучения

Механизм координации учебных планов участников сетевого взаимодействия.

Механизм построения рабочих учебных планов образовательных учреждений (организаций), участвующих в сетевом взаимодействии, зависит от состава участников сети и складывающихся организационных схем и гражданско-правовых форм их взаимодействия.

Пример такого взаимодействия для нескольких общеобразовательных учреждений представлен в Приложении.

Механизм зачета общеобразовательным учреждением результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенным обучающимся в других образовательных учреждениях (организациях).

Зачет общеобразовательным учреждением результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенным обучающимися в других образовательных учреждениях (организациях), может осуществляться на следующих, независимых друг от друга основаниях:

1) Зачет освоенных образовательных программ на основе нормативных актов школьного, муниципального и регионального уровней.

Общеобразовательное учреждение вправе вступать в договорные отношения с другими образовательными учреждениями (организациями) относительно зачетов образовательных результатов обучающихся по учебным курсам и дисциплинам, освоенным в названных учреждениях (организациях). При этом общеобразовательное учреждение может вносить в свой устав соответствующее изменение, регулирующее порядок заключения таких договоров. Также допускается осуществление зачета образовательных результатов учащихся по учебным курсам и дисциплинам на основе взаимно согласованных локальных нормативных актов образовательных учреждений (организаций). Данный порядок зачета может быть регламентирован соответствующими изменениями в уставе образовательного учреждения.

В случае наличия у школы и сторонних организаций общего учредителя решение о зачете может приниматься на основании его соответствующего распоряжения. При этом учредитель должен будет определить порядок осуществления текущей и итоговой аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы в нескольких учрежденных им образовательных учреждениях.

Учредитель также вправе своим распоряжением обязать общеобразовательные учреждения зачитывать образовательные результаты учащихся по учебным предметам, курсам и дисциплинам, освоенным в иных образовательных учреждениях (организациях), перечисленных в соответствующем, ежегодно утверждаемом им перечне.

На региональном уровне органы управления образованием могут утверждать свой перечень образовательных учреждений (организаций), образовательные программы которых могут осваиваться обучающимися с обязательным зачетом результатов общеобразовательными учреждениями данного региона.

2) Зачет освоенных образовательных программ на основе процедуры экстерната.

В соответствии с Положением о получении общего образования в форме экстерната <1>, каждое общеобразовательное учреждение должно зачислять в качестве экстерна совершеннолетних граждан - по их личному заявлению, несовершеннолетних - по заявлению родителей (законных представителей). Согласно п. 1.4 указанного Положения, обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестацию экстерном по отдельным предметам общеобразовательных программ.

--------------------------------

<1> Приказ Минобразования России от 23 июня 2000 г N 1884 "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната" (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2000 г., регистрационный N 2300) в редакции Приказа от 17.04.2001 N 1728.

Это означает, что обучающиеся вправе осваивать образовательные программы в сторонних образовательных учреждениях (организациях), но проходить текущую и итоговую аттестацию в школе, которая является основным местом обучения. Такой вариант наиболее приемлем, например для обучающихся, посещающих музыкальные школы <2>, спортивные учреждения и другие организации другой ведомственной подчиненности, в процессе взаимодействия с которыми могут возникнуть сложности заключения договоров на предмет зачета результатов образовательных программ, освоенных обучающимися.

--------------------------------

<2> Согласно п. 8 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры.

3) Зачет освоенных образовательных программ при наличии государственной аккредитации у стороннего образовательного учреждения (организации) на право ведения образовательной деятельности.

При соответствующей коррекции нормативно-правового регулирования деятельности образовательных учреждений (организаций) заочные школы, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры и спорта, другие организации смогут получить лицензию, пройти государственную аккредитацию и выдавать документ об образовании и (или) квалификации не на всю программу общего образования, а на определенные учебные курсы и дисциплины. Тогда общеобразовательное учреждение будет обязано засчитывать образовательные результаты обучающихся по названным учебным курсам и дисциплинам.

 

Обеспечение образовательного процесса в условиях
сетевого взаимодействия

В связи с тем, что образовательная деятельность в рамках сетевого взаимодействия выходит за пределы отдельно взятого образовательного учреждения, меняется и традиционный характер организации образовательного процесса.

После утверждения бюджетов образовательных учреждений, созданных на основе скоординированных учебных планов, начинается осуществление образовательного процесса в соответствии с принятыми договорными обязательствами. Практика показывает, что участникам сетевого взаимодействия, включая органы управления образованием, представителей родительской общественности, необходимо регулярно (не реже одного раза в полугодие) рассматривать ход реализации учебных планов образовательных учреждений и индивидуальных учебных планов обучающихся, выполнение договорных обязательств.

Следует обращать внимание на кадровое обеспечение сетевого взаимодействия. В частности, возникает необходимость специально организованной педагогической (тьюторской) поддержки реализации индивидуальных учебных планов обучающегося (работа координатора сетевого взаимодействия). Важно также обеспечить сопровождение обучающихся при переезде из одного образовательного учреждения в другое или организовать переезд учителей. Появится необходимость координировать расписание занятий в нескольких образовательных учреждениях.

Вопрос о финансировании сетевых образовательных услуг может быть решен в условиях нормативно-бюджетного финансирования, если:

за основу норматива принимается стоимость бюджетной образовательной услуги (в соответствии со стоимостью стандартной образовательной программы и числом обучающихся по этой программе в муниципальной образовательной сети <3>, что обеспечивает возможность передачи финансирования из учреждения в учреждение ("деньги следуют за учеником");

разработаны региональные методики расчета стоимости стандартных образовательных программ предпрофильной подготовки и профильного обучения.

--------------------------------

<3> В соответствии со статьей 53 Федерального закона N 131-ФЗ.

 

Приложение

ПРИМЕР
СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЯТИ ЮРИДИЧЕСКИ НЕЗАВИСИМЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Обозначим общеобразовательные учреждения как А, Б, В, Г и Д.

Можно выделить два этапа создания и реализации индивидуальных учебных планов в данной сети общеобразовательных учреждений.

Первый этап. Составление рабочего учебного плана каждого участника сетевого взаимодействия.

На данном этапе определяется рабочий вариант базисного учебного плана каждой из школ. Общеобразовательные учреждения (А - Д) составляют перечень учебных предметов из состава профильных и элективных предметов, которые каждое конкретное общеобразовательное учреждение может предложить обучающимся на выбор.

Второй этап. Составление и утверждение общего рабочего учебного плана участников сетевого взаимодействия и индивидуальных учебных планов обучающихся.

 

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СЕТИ ШКОЛ (10 - 11 КЛАССЫ)

Предмет

10 класс

Изучается в:

11 класс

Изучается в:

Профильный уровень

Русский язык

2

А, Б, В, Г, Д

4

А, Б, В, Г, Д

Литература

5

А, Б, В

5

А, Б, В

Математика

6

В, Г

6

В, Г

История

4

А

4

А

Информатика и ИКТ

4

В

4

В

Иностранный язык

6

В, Д

6

В, Д

...

 

 

 

 

Физика

5

В

5

В

Всего

 

 

 

 

Школьный компонент

Социально-экономиче-

ские ресурсы региона

 

 

2

А

Литература

2

А, Б, В, Д

 

 

Элективные курсы <4>

 

Полугодия

1 - 10

Школа

2 - 10

Школа

1 - 11

Школа

2 - 10

Школа

История техники

2

А

 

 

 

 

 

 

Фундаментальные

эксперименты по

физике

 

 

3

В

 

 

 

 

...

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего по разделу ЭК

 

 

 

 

 

 

 

 

                     


--------------------------------

<4> Элективный курс может быть рассчитан на преподавание в течение одного полугодия.

Последовательность составления рабочего учебного плана сети предполагает:

Механическое сложение учебных планов общеобразовательных учреждений, участвующих в сетевом взаимодействии.

Первый опрос учеников относительно их намерений изучать профильные предметы и элективные курсы, в результате которого может сложиться следующая Таблица выборов учащимися профильных и элективных курсов.

 

ТАБЛИЦА
ВЫБОРОВ УЧАЩИМИСЯ ПРОФИЛЬНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

Предмет

Уч. час.

в нед.

Количество выборов

в школе

Кол-во

Школа

А

Б

В

Г

Д

Уч-ся

Гр.

Профильный уровень

Русский язык

2

12

21

14

19

15

81

5

А, Б, В, Г, Д

Литература

5

20

16

7

12

15

70

3

А; Б (Г); В (Д)

Математика

6

8

16

16

10

20

70

3

В (А, Б, Г, Д)

История

-

 

 

 

 

 

 

 

 

Информатика и ИКТ

4

14

17

15

14

12

72

3

В (А, Б, В, Г)

Иностранный язык

6

17

18

20

15

14

84

6

В, Д, (А, Б, Г)

...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физика

5

4

9

10

8

7

38

2

В (А, Б, Г, Д)


Обсуждение вариантов удовлетворения запроса школьников за счет имеющегося в сети ресурса (последние три колонки таблицы). Обсуждение проводится на совещании директоров школ под руководством Председателя Координационного совета, за которым остается решающее слово по выбору того или иного варианта распределения ресурсов. Один из вариантов может быть таким:

Русский язык. Желающие изучать предмет на профильном уровне есть во всех школах. Возможность обеспечить преподавание предмета также имеется во всех общеобразовательных учреждениях. Как видно из таблицы, группы по 12 - 15 учеников в школах А и Д небольшие, но затраты на переезды учеников и учителей могут оказаться больше, нежели обучение учащихся в своих школах. Принимается решение - открыть группы по изучению русского языка в каждой школе.

Литература. Кадровые ресурсы для преподавания литературы на профильном уровне есть в школах А, Б и В. Вероятно, учитывая кадровые возможности и количество желающих изучать этот предмет учащихся, следует открывать три группы. При их комплектовании необходимо учитывать наполняемость и удобство перемещения. Одна группа создается в школе А; ученики из школы Г ездят в школу Б; ученики школы В присоединяются к учащимся школы Д.

Математика, информатика, физика. Эти предметы целесообразно проходить в школе В, сделав ее базовой по данному профильному учебному предмету, укрепив соответственно материально-техническую базу, так как только она может обеспечить качество преподавания по двум из трех предметов.

Иностранный язык. Здесь очень много желающих, но преподаватели есть лишь в двух школах - В и Д. С учетом того, что классы делятся на подгруппы, можно организовать не только переезды учеников, но и поездки преподавателей по общеобразовательным учреждениям.

 

О ПРИВЛЕЧЕНИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАДРОВ ИЗ СИСТЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕ ИМЕЮЩИХ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии со статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие медицинские противопоказания, предусмотренные перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 2 статьи 53 Закона Российской Федерации "Об образовании" в ред. Федерального закона от 25.06.2002 N 71-ФЗ.

Действующим Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 (с последующими изменениями и дополнениями), установлено, что на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (п. 62).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. N 593 утвержден раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. В соответствии с разделом III "Должности педагогических работников" установлены требования к должности "Учитель" и "Преподаватель", в том числе требования к квалификации.

В соответствии с данными требованиями и учитель, и преподаватель должны иметь:

высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы;

либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению деятельности в образовательном учреждении, без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, действующие нормативные акты не содержат требований обязательного наличия педагогического образования у привлекаемых для педагогической работы в общеобразовательных учреждениях специалистов. Достаточным является наличие высшего профессионального или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Вместе с тем, в целях обеспечения качества и результативности деятельности не имеющих педагогического образования специалистов, привлекаемых к педагогической работе в общеобразовательных учреждениях, в том числе по предпрофильной подготовке и профильному обучению детей, необходима реализация особой кадровой политики. Это предполагает, в том числе, обязательное собеседование с данной категорией кадров для оценки их готовности к реализации адекватного психолого-педагогического подхода к обучающимся, формирование индивидуализированной внутришкольной методической работы, а также и разработку и реализацию в региональных учреждениях педагогического образования (или учреждениях повышения квалификации работников образования) специальных программ повышения квалификации. Как в школе, так и в учреждениях педагогического образования и повышения квалификации должно обеспечиваться прохождение специалистами, не имеющими базового педагогического образования, психолого-педагогической подготовки, освоение ими новых образовательных технологий. Это позволит им раскрыться перед детьми не только в роли людей, имеющих богатый профессиональный опыт, но и постепенно освоить азы педагогического труда, научиться слышать и понимать детей, адекватно выбирать приемы и методы педагогической работы.

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОФИЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Как отмечается в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" <1>, для реализации задач предпрофильной подготовки обучающихся на ступени основного общего образования целесообразно использование "ресурсов дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий в целях профессиональной ориентации школьников, "приближения" их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов". Вместе с тем, образовательная практика последних лет свидетельствует о возможности и значимости взаимодействия общего и дополнительного образования не только на этапе предпрофильной подготовки обучающихся, но и на этапе профильного обучения обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования.

--------------------------------

<1> Приказ Минобразования России от 18 июля 2002 г. N 2783.

Подход, предполагающий реализацию профильной подготовки и профильного обучения на основе взаимодействия общего и дополнительного образования детей, органично создает наиболее благоприятные условия для профильного, профессионального и социального самоопределения учащихся. Он позволяет поставить в центр работы профильную, а затем профессиональную ориентацию и при этом одинаково успешно осуществлять подготовку учащихся к выбору любого типа и уровня дальнейшего образования. Интеграция базового и дополнительного образовании позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогической практики.

Одна из важнейших особенностей дополнительного образования - его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников, которые являются центральными в системе профильного обучения и особенно предпрофильной подготовки. Задачей дополнительного образования в условиях профилизации среднего (полного) общего образования становится создание условий для профессионального выбора. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, умея выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения. Именно дополнительное образование в силу своих особенностей становится реальной сферой самоопределения подрастающего поколения. Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных клубов, секций, кружков, они могут проявить инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе и учитывать интересы других. Школьное образование, ограниченное рамками классно-урочной системы, не позволяет приблизиться к полноценному решению обозначенных задач.

Другая существенная особенность дополнительного образования, востребованная в системе профильного обучения, - высокая степень индивидуализации образовательного процесса. В настоящее время обучающиеся имеют возможность свободного выбора дополнительного образования в соответствии со своими интересами, способностями и склонностями. В области дополнительного образования, где нет жесткой регламентации учебного процесса, шире возможности построения индивидуального учебного плана (индивидуального образовательного маршрута).

Таким образом, использование возможностей дополнительного образования на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяет не только значительно увеличить число элективных курсов, профессиональных проб, социальных практик и др., но и значительно шире варьировать формы организации образовательного процесса, использовать потенциал внеклассного и внешкольного образовательного контекста.

Особенно актуальным является использование имеющихся ресурсов (прежде всего, кадровых) дополнительного образования в сельской местности, где организовать высококачественное профильное обучение на базе существующих учреждений общего образования не всегда оказывается возможным.

Организация взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников должна быть приоритетно нацелена на решение следующих задач:

создание условий для профильного и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе путем вовлечения образовательного потенциала внеклассной и внешкольной среды;

обеспечение условий для выстраивания индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

создание условий для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса;

обеспечение более широких возможностей для формирования портфолио обучающегося.

Как показывает современная образовательная практика ряда регионов России, взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся может осуществляться на основе следующих основных механизмов:

нацеливание ресурсов дополнительного образования, существующих в городе, поселке, районе (кружков, клубов, студий), на решение задач профильной и профессиональной ориентации школьников, "приближения" их к возможному выбору профиля или построению индивидуального образовательного маршрута. В данном случае взаимодействие общего и дополнительного образования осуществляется на основе согласования целей, задач и содержания работы, при этом институциональная интеграция не предполагается;

реализация программ предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе сетевого взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей (последнее может выступать в этом случае ресурсным центром предпрофильной подготовки и профильного обучения в муниципальной образовательной сети и реализовывать различные типы образовательных программ - профильные учебные предметы, элективные курсы, социальные практики, профессиональные пробы, проектно-исследовательская деятельность обучающихся и др., а также в различных формах - очно, очно-заочно, заочно);

совместительство (трудоустройство педагогов дополнительного образования, состоящих в штате учреждений дополнительного образования детей, в общеобразовательные школы для реализации различных типов программ предпрофильной подготовки и профильного обучения. Речь идет, в том числе, о педагогах дополнительного образования, не имеющих базового педагогического образования, но обладающих образованием, опытом и квалификацией, соответствующими профилю обучения);

создание творческих объединений дополнительного образования детей непосредственно в общеобразовательных школах и вовлечение их в решение задач предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Как показывает практика, наиболее эффективным для решения задач предпрофильной подготовки и профильного обучения является подход, предполагающий формирование на базе учреждений дополнительного образования детей ресурсных центров предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Данный подход обладает следующими преимуществами:

комплексность учреждения дополнительного образования детей, предоставляющего подростку условия для реализации образовательно-воспитательных, гедонистических, рекреационно-оздоровительных потребностей и одновременно - для развития общих (социальных) компетенций;

многопрофильность направлений работы учреждений дополнительного образования детей, позволяющая привлекать к работе по предпрофильной подготовке и профильному обучению специалистов разного профиля;

гибкость, вариативность, возможности индивидуализации учебных программ, в том числе программ предпрофильной подготовки и профильного обучения;

свобода выбора, своеобразие и демократичность межличностных отношений детей и преподавателей;

традиционно сложившиеся связи с образовательными учреждениями профессионального образования, производственными и коммерческими структурами, что позволяет успешно решать вопросы дальнейшей социальной адаптации, профессиональной подготовки выпускников путем расширения социального партнерства и сетевого взаимодействия в системе профильного обучения;

наличие учебных программ, предусматривающих не только ориентацию обучающихся на определенный профиль обучения, но и более глубокую специализацию в рамках избранного профиля, что позволяет эффективно и целенаправленно решать проблемы профессиональной ориентации обучающихся.

Обозначенный подход оказывается результативным при соблюдении следующих педагогических условий, реализуемых непосредственно на базе учреждения дополнительного образования детей:

разработка и внедрение программ формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению (включая диагностику интересов, склонностей и способностей подростков);

активизация познавательной и практической творческой деятельности на основе выявления интересов, склонностей, способностей подростков.

Образовательные программы предпрофильной подготовки и профильного обучения, реализуемые на базе учреждений дополнительного образования детей, могут включать в себя, как правило, один или несколько из числа следующих содержательных компонентов:

1) учебные курсы:

профильные учебные предметы (в настоящее время в практике учреждений дополнительного образования наиболее распространены предметы, соответствующие художественно-эстетическому, оборонно-спортивному и другим профилям "практической" направленности. Однако в последнее время учреждениями дополнительного образования, при наличии соответствующего кадрового, учебно-методического и аудиторно-лабораторного обеспечения, все чаще предлагаются для реализации профили "академической" направленности, такие как социально-экономический);

элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения (как правило, имеющие практико-ориентированную направленность);

2) психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся (диагностика, консультирование, тренинг, информационная работа с родителями и др.);

3) социальные практики, профессиональные пробы (на государственном предприятии или в коммерческой структуре);

4) проектная и исследовательская деятельность обучающихся (в ряде случаев интегрируется с программами элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения), завершающиеся защитой продукта, подготовленного обучающимся (реферат, практически значимый проект, исследовательский отчет, творческая работа и др.).

Организация работы ресурсного центра предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе учреждения дополнительного образования детей осуществляется на основе системы договоров с общеобразовательными школами единого учредителя. В соответствии с этими договорами учреждение дополнительного образования берет на себя обязательства по обеспечению (кадровому, учебно-методическому, аудиторно-лабораторному) образовательных программ предпрофильной подготовки и профильного обучения той или иной направленности, связанной со спецификой данного образовательного учреждения.

Ежегодно общеобразовательные школы, включенные в муниципальную сеть предпрофильной подготовки и профильного обучения, создают условия для презентации педагогами учреждения дополнительного образования элективных курсов, формирования групп обучающихся. Учебные группы предпрофильной подготовки и профильного обучения создаются из обучающихся школ, имеющих договорные отношения с учреждением дополнительного образования, имеют заранее установленный порог наполняемости (например, до 12 человек).

Учебный план предпрофильной подготовки и профильного обучения разрабатывается ресурсным центром с учетом перечня реализуемых (востребованных) курсов различных типов; условий предоставления социальными партнерами учебных кабинетов, мастерских, производственной базы и др., на базе которых реализуются данные курсы.

Общеобразовательные учреждения направляют обучающихся для прохождения программ предпрофильной подготовки и профильного обучения в учреждение дополнительного образования - ресурсный центр - согласно единому муниципальному графику, утвержденному в установленном порядке; ведут учет посещаемости обучающимися IX и X - XI классов учебных занятий в ресурсном центре.

Опыт успешной организации взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в рамках реализации программ предпрофильной подготовки и профильного обучения наработан, например:

в Кемеровской области - в г. Новокузнецке Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской является ресурсным центром для организации профиля художественно-эстетической направленности для обучающихся школ Центрального района. В г. Киселевске школы объединены единым учебным расписанием в рамках сетевого взаимодействия с Детским дворцом творчества и центром развития детского (юношеского) творчества по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения;

в Республике Удмуртия - в г. Ижевске городской Дворец детского (юношеского) творчества является базовым муниципальным общеобразовательным учреждением по организации работы, по разработке и экспертизе дополнительных профильных программ (программ предпрофильных и профильных элективных курсов). Для проведения курсов по выбору в ДД(Ю)Т выделяется отдельный день учебной недели;

в Республике Саха (Якутия) - модель взаимодействия общего и дополнительного образования при реализации профильного обучения отработана в Намском улусе (районе), где в с. Намцы в Центре дополнительного образования "Тузлбэ" проходят элективные курсы обучающиеся трех близлежащих школ. В этой же республике на базе некоторых учреждений дополнительного образования организуется профильное обучение в очно-заочной (заочной) форме для обучающихся сельских школ района;

в Краснодарском крае - в Павловском муниципальном районе принято муниципальное Положении "О "портфолио" - индивидуальной накопительной оценке обучающегося 9 класса общеобразовательного учреждения", в котором рекомендована следующая структура предпрофильного портфолио: 1) официальные документы; 2) курсы по выбору; 3) дополнительное образование. Обучающимся предпрофильных (в ряде территорий - и профильных) групп, успешно окончившим обучение, выдается сертификат об освоении элективного курса в учреждении дополнительного образования для внесения его в портфолио.

 

ОБ ОЦЕНКЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Под индивидуальными образовательными достижениями в системе профильного обучения понимаются:

учебные результаты по предметам, входящим в инвариантный набор учебных курсов;

учебные результаты по предметам вариативного компонента - профильные и элективные курсы;

результаты прохождения социальных, производственных, языковых и других практик;

результаты внеучебной деятельности, в том числе участия в олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях;

спортивные и творческие достижения.

Оценивание индивидуальных образовательных достижений обучающихся должно строиться в соответствии с характером профильного обучения, предполагающим большую степень самостоятельности в выборе предметов и уровней изучения материала, возможность формирования индивидуальных образовательных траекторий, широкое применение прогрессивных педагогических технологий, прежде всего проектных, исследовательских, прикладно-ориентированных, а также учитывая многообразие форм, в которых осуществляется обучение, включая сетевые и дистантные. Его основная направленность определяется новыми учебными стратегиями и целями, заданными в ряде актуальных, стратегических документов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15, а также статьями 13 и 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" система оценивания, проведение текущего контроля и промежуточной аттестации относятся к компетенции образовательного учреждения.

Для того чтобы полностью оценить разнообразные индивидуальные достижения ученика и отразить его прогресс в различных областях, итоговое оценивание, констатирующее достигнутые результаты, рекомендуется дополнить текущим, фиксирующим их динамику. Последнее наиболее целесообразно рассматривать как диагностическое и формирующее, то есть не только маркирующее результаты, но корректирующее образовательный процесс и выступающее для ученика в качестве навигатора учебной деятельности.

Текущее оценивание, осуществляемое как диагностическое и формирующее, - это процесс сбора и интерпретации информации, на основании которой обучающиеся и их учителя могут решать, чего они достигли в процессе обучения, куда им следует двигаться и как лучше это сделать. Оно характеризуется следующим:

оценивание строится на регулярной обратной связи, предоставлении ученику информации о его результатах и возможных дальнейших шагах к их улучшению;

оценивание является уровневым. Критерии оценивания определяются учебными целями, стандартом результатов и показывают, в какой степени они освоены учеником на данном этапе;

учебные цели, стандарт результатов и уровни достижений, как и критерии оценивания, открыты и предъявлены ученику;

оценивание включает такие формы, как самооценивание, партнерское и групповое оценивание.

Одним из инструментов формирующего оценивания, широко применяемым в профильном обучении и известным в разных модификациях, является портфолио - портфель индивидуальных образовательных достижений. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному обучающимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. То есть портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Существенное значение портфолио придает планированию и самооцениванию обучающимся своих образовательных результатов.

Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация достижений обучающегося в какой-либо конкретной области, предмете или в ходе обучения в целом. Портфолио позволяет решить две основные задачи:

проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников;

оценить образовательные достижения обучающегося и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования подростка, увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

В качестве возможной модели, хорошо структурированной и в то же время обладающей большим резервом подвижности и вариативности, может быть предложена комплексная модель портфолио. Комплексный портфолио включает разделы, позволяющие представить как текущие работы ученика, так и его наивысшие достижения, а также содержит рефлексивный блок, в который помещены разнообразные материалы по самооцениванию, планированию учеником собственной образовательной траектории и выбору профессии, полученные им отзывы и рекомендательные письма. Данная модель портфолио и сопровождающих документов дана в Приложении.

Помимо комплексного портфолио могут быть рекомендованы и другие модели, положенные в его основу. Они позволяют регулярно фиксировать достижения ученика, просты в применении и могут быть легко освоены обучающимися и учителями.

Рабочий портфолио включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, демонстрирующую прогресс обучающегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.

Показательный портфолио позволяет лучше всего оценить достижения обучающегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями обучающегося, обосновывающими выбор представленных им работ.

Портфолио процесса позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как обучающийся интегрирует специальные знания и навыки и овладевает предметными и ключевыми учебными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии обучающимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.

Внутришкольный мониторинг, охватывающий различные сферы достижений обучающихся (собственно учебные, социальные, личностный рост) и использующий разнообразный набор оценочных инструментов, позволяет построить индивидуальный профиль ученика. Индивидуальный профиль показывает комплекс индивидуальных достижений учащегося, а также их динамику на определенном этапе обучения, например за два последних года или весь период обучения в основной школе; на старшей ступени и т.д.

Инструменты мониторинга стандартизируются на уровне школы, и уровень индивидуальных образовательных достижений и их прогресс может рассматриваться в контексте системы внешних требований, а также учебных целей и ожиданий школы. То есть актуальные образовательные достижения оцениваются относительно:

прежних достижений данного ученика;

уровня (среднего, высшего, низшего) достижений данного класса;

стандарта образования;

уровня требований школы, определенных ее уставными документами, программой развития и т.п.

В профильном обучении на первый план выступают современные учебные технологии, обеспечивающие обучающемуся овладение ключевыми умениями, необходимыми для жизни в инновационном обществе и обучения в течение всей жизни. Оценивание, осуществляемое в рамках проектных и исследовательских технологий, предполагает использование инструментов, основанных на критериальной оценке, оценке на разных этапах выполнения практической, проектной или исследовательской работы, в том числе по продукту, а также различных формах самооценивания, включая самоотчеты, оценку индивидуальных и групповых презентаций.

Освоение новых для учителей оценочных техник может проходить как в рамках межшкольного и внутришкольного обмена опытом, так и в ходе специальных тренингов и курсов в рамках повышения профессиональной квалификации. Примеры подобных инструментов даны в Приложении.

 

Приложение 1

СТРУКТУРА
КОМПЛЕКСНОГО ПОРТФОЛИО

Комплексный портфолио включает три блока:

а) "Портфолио документов" - портфель документированных индивидуальных образовательных достижений. Предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

 

Таблица 1

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СТРУКТУРЫ "ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ"
И ОЦЕНКИ ЕГО МАТЕРИАЛОВ

------------T--------------------------------------------------T----------¬

¦           ¦                    Компоненты                    ¦Результаты¦

¦           ¦                                                  ¦ (баллы)  ¦

+-----------+--------------------------------------------------+----------+

¦Олимпиады  ¦Городская                                         ¦          ¦

¦           ¦победитель                                        ¦5         ¦

¦           ¦призер                                            ¦4         ¦

¦           ¦Районная                                          ¦          ¦

¦           ¦победитель                                        ¦3         ¦

¦           ¦призер                                            ¦2         ¦

¦           ¦Школьная (победитель)                             ¦1         ¦

+-----------+--------------------------------------------------+----------+

¦Иные       ¦Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями   ¦          ¦

¦сертификаты¦системы дополнительного образования, вузами,      ¦          ¦

¦           ¦культурно-образовательными фондами и др.          ¦          ¦

¦           ¦Образовательные тестирования и курсы по предметам ¦от 1 до 5 ¦

¦           ¦Школьные и межшкольные научные общества           ¦          ¦

¦           ¦Конкурсы и мероприятия, организованные МОС        ¦          ¦

 

L-----------+--------------------------------------------------+-----------

Итоговая оценка этого блока может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов двух блоков, либо по одному из каждого, либо как-то иначе.

б) "Портфолио работ" - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный блок портфолио предполагает качественную оценку, например по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.

Возможна и количественная оценка работ, размещенных в данном разделе, которая требует разработки четкой критериальной базы, стандартизированной, по крайней мере, на уровне данной школы. Работы представлены в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

е) "Портфолио отзывов" - включает в себя резюме, написанное школьником, краткосрочные и долговременные образовательные планы, а также характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, предоставленные учителями, работниками системы довузовского и дополнительного образования, профориентации и др. Этот раздел может быть представлен в виде рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем. Он не подлежит оцениванию и не отражается в итоговом документе. Его задача - формировать у школьника способность к рефлексии и планированию. Работа такого рода может быть продолжена студентом и полезна при планировании профессиональной карьеры.

Итоговый документ портфолио может быть оформлен в виде таблиц, с приложением резюме, отчетов, работ и других материалов и заверен подписью директора школы либо руководителя иного образовательного учреждения, реализующего программу работы с портфолио.

 

Приложение 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ДОКУМЕНТ

Полезным документом, который облегчает ученику накопление и систематизацию материалов в портфолио, может быть творческая (зачетная) книжка старшеклассника, особенно нужная тогда, когда он обучается по индивидуальному учебному плану. Подобный документ позволяет полностью аккумулировать информацию о школьных и внешкольных образовательных достижениях ученика, которая позже будет компактно представлена в итоговом документе портфолио. Кроме того, личная зачетная книжка помогает школьнику самостоятельно следить за своими успехами и контролировать выполнение учебных планов.

Зачетная книжка имеет следующую структуру:

Титульная (паспортная) страница - фиксирует фамилию, имя, отчество (если имеется) обучающегося, наименование общеобразовательного учреждения, класс, дату выдачи документа. Заверяется подписью обучающегося, подписью заместителя директора и печатью образовательного учреждения.

Курс по выбору - указывается название курса и фамилия педагога, руководившего курсом, а также фиксируются номера и даты текущих либо итоговых занятий, выполненных учеником, и их результаты. Каждая запись подтверждается подписью педагога. Внизу страницы помещается итоговая отметка.

Дневник проекта - имеет структуру, аналогичную предыдущей. На странице размещается та же таблица, что и на странице "Курс по выбору". Кроме этого делаются следующие записи: оценка работы над проектом, оценка продукта проектной деятельности, оценка презентации, итоговая оценка и подпись педагога.

Замечания педагога - страница предназначена для комментариев и рекомендаций руководителя проектной работы обучающегося.

Олимпиады и конкурсы, практики - на этой странице размещаются две таблицы, фиксирующие информацию об участии ученика в олимпиадах и конкурсах различного уровня как внутри, так и вне школы, а также о пройденных им различного вида практиках.

Индивидуальный учебный план - на странице размещены две таблицы, фиксирующие инвариантную и вариативную часть (включая проекты) индивидуального учебного плана ученика.

В таблице указаны: название предмета, число часов в год, оценки по полугодиям и итоговая оценка.

Информация заверяется подписью классного руководителя.

В случае отсутствия у школьника индивидуального учебного плана соответствующая страница в зачетной книжке отсутствует.

Предлагаемая зачетная книжка совмещает функции дневника достижений и индивидуального учебного журнала. Она позволяет собрать воедино и представить полную информацию об учебной деятельности конкретного обучающегося, которая фрагментарно отражена целым рядом школьных документов, не покрывающих, тем не менее, всего ассортимента учебных курсов, имеющих профильную направленность.

Таким образом, зачетная книжка не только значительно облегчает мониторинг учебных достижений ученика, но и компенсирует дефициты школьной документации, возникающие при введении профилизации.

Предлагая данный поход к использованию портфолио и возможные варианты его оформления, надо еще раз подчеркнуть, что в ходе освоения конкретным образовательным учреждением представленная модель должна адаптироваться к его особенностям и нуждам и может подвергаться модификациям, усовершенствованиям.

Первоначально введение портфолио было, по преимуществу, мотивировано задачами построения образовательного рейтинга выпускников IX класса и вопросами оптимизации механизмов формирования X профильных классов. Реальная практика показала, что портфолио может выступать не только в качестве составляющей суммарного рейтинга ученика наряду с результатами экзаменов, но и быть многофункциональным средством отслеживания, презентации и оценивания индивидуальных образовательных достижений.