Второй иностранный язык: когда и сколько решает школа

Версия для печатиВерсия для печати

С учебного года 2018/19 включение в образовательную программу второго иностранного языка стало обязательным для всех школ. Второй иностранный язык входит в обязательную часть учебного плана и в 2019 году выпускники получат аттестаты, в которых будут стоять оценки за него (сколько бы часов они не посвятили изучению).

Какой язык выбрать и обязана ли школа учитывать пожелания родителей?

Школа может самостоятельно выбрать язык, который будут изучать учащиеся, в зависимости от наличия соответствующего квалифицированного специалиста или с учетом пожеланий детей и родителей. При этом обязанности прислушиваться к мнению родителей у школы нет. Она может по своему усмотрению учитывать пожелания, но может не делать этого. По закону родители имеют право на выбор языка из перечня, который предлагает школа, но не могут настаивать на введении определенного языка. 

С какого класса школа может ввести второй иностранный язык?

Изучение второго иностранного языка в 5–9-х классах является обязательным. С какого класса начать изучение языка решает сама школа. Например учащиеся 5-х классов могут столкнуться с тем, что второго языка в программе нет, несмотря на ФГОС, и начала знакомства с языком им придется ждать до 6-го класса. Школа свободна в формировании образовательной программ.

Однако вводить язык в 7-8 классе нецелесообразно, так как учащиеся не успеют освоить программу. Количество учебных занятий за пять лет освоения основной образовательной программы должно быть не менее 5267 и не более 6020 часов (п. 18.3.1 ФГОС ООО). В результате школьники должны освоить содержание программы и достигнуть планируемых предметных результатов, которые указаны в пункте 11.3 ФГОС ООО.

Не будет противоречить законодательству введение второго языка в начальной школе или в старших классах, хотя оно и не является обязательным. Второй иностранный язык не входит в обязательную часть учебного плана начальной школы. В учебные планы 10-11 классов должны входить 11–12 учебных предметов, 8 из них обязательны, второй язык указан в предметной области «Иностранный язык», но не установлен как обязательный (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Дата публикации: 
среда, октября 2, 2019

Комментарии

Ребенок изучает два иностранных языка в школе.Один успешно ,второй не очень и он моему сыну не нравится.Можно ли отказаться от изучения одного из языков не переходя в другой класс или школу ? (У нас два класса (парралель)изучают 2 языка ,и один класс один язык ).

По ФГОС обязательными являются 2 языка, если второй язык входит в образовательную программу, то отказаться от него нельзя. В вашем случае, если есть класс, в котором только один язык, то можно пытаться обсудить с директором возможность перейти в этот класс, либо обсудить какие еще есть варианты.

Ребёнок перешёл в другую школу, в новой школе два иностранных язык, получается, что второй язык ребёнок изучал только 2 месяца, естественно знаний ноль. В школе ставят академическую задолженность, так как предмет последний год. Как действовать в данной ситуации? Могут ли выставить данный предмет по средним балам других предметов?

Могут ли обязать в обычной школе навязать изучение не английского языка (желание ребенка и родителей) а например немецкого или французского?

По закону у родителей есть право выбора элективных предметов из числа тех, которые предлагает школа. Если в образовательной программе школы есть английский - родитель может настаивать на своем выборе. Если нет этого предмета в программе - не может.

Нужна ли аттестация по второму иностранному языку на семейном обучении, если в школе, к которой мы прикрепились его нет.

Для вас это не обязательно. В этой части есть определенная сложность. Школа обязана и имеет право проводить промежуточную аттестацию только по предметам, которые предусмотрены ее учебным планом. То же самое с выдачей аттестата. Если вы будете проходить ОГЭ/ЕГЭ в этой школе, где только один иностранный - то в аттестат второй не смогут внести. Если вы хотите включить отметку по второму иностранному языку в аттестат - вы сможете прикрепиться к другой школе, где есть соответствующий язык и сдать программу экстерном.

Сейчас в СМИ и в образовательном пространстве обсуждается вопрос об отказе изучения второго иностранного языка в школах. На данный момент в наших школах второй иностранный язык ввели, но были бы рады если бы изучение языка носила рекомендательный характер. Лучше этот час потратить на подготовку к экзаменам Скажите пожалуйста, есть ли уже официальный документ на который можно ссылаться при проверке и отказаться от изучения второго иностранного языка?

Формально по закону в действующих ФГОС второй иностранный относится к обязательным предметам. Изменения в законодательстве ожидаются с момента принятия новых ФГОС, что повлечет другие изменения, но в редакции новых ФГОС второй иностранный не будет обязательным, как ожидается. Пока на уровне высших чиновников было заявлено, что на школы, которые не нашли возможности ввести второй иностранный власти будут смотреть сквозь пальцы. Очень зыбкая с точки зрения права позиция. Связана с большим количеством сельских школ, которые банально не смогли найти учителей.

Подскажите пож-та может ли общественность в лице родителей школьников влиять на решение ОО ввести второй обязательный язык? Насколько я понимаю: если Уставом школы предусмотрен управляющий совет он может опросить родителей и донести желание масс до руководства, но тем не менее решение остается все равно за директором. А если же управляющий совет не предусмотрен Уставом?

Поскольку второй иностранный язык предусмотрен ФГОС, то возможности повлиять на ситуацию ограничены. Формально по законодательству школа обязана его ввести. Некоторые школы, если у них объяснения есть что не нашли учителя и проч. тянут время до момента принятия новых ФГОС, где второй язык по слухам решили убрать из обязательных. Но строго по закону директор может и должен в некоторых случаях учитывать мнение родителей в тех вопросах, по которым он может решение принять или нет по своему усмотрению. Здесь выбор между учесть пожелания родителей или выполнить обязательное требование Закона. Управляющий совет имеет полномочия, которые закреплены уставом или локальным актом. В том числе может быть закреплен ряд вопросов по которым решение совета будет обязательным для всех, в том числе для директора. Тут все зависит от локального акта. Но формирование образовательной программы относится все же к полномочиям директора по этому поводу он может учитывать мнение родителей. Если нет Управляющего совета, родители могут создать совет родителей и продвигать какую-то инициативу. Если они смогут доказать что большинство родителей эту инициативу поддерживают, а директор игнорирует предложения - то можно жаловаться в вышестоящие инстанции. Учет мнения - значит решение должно быть мотивировано. Если у родителей есть аргументы, а у директора нет - шансы обжаловать высоки. Но если у директора есть весомые обстоятельства - то он может мотивированно отказаться учитывать мнение.

Добавить комментарий

Также по теме ...