Обязательно ли учить «родной русский язык»?

Версия для печатиВерсия для печати

С недавнего времени предмет «родной язык» стал обязательным для введения во всех школах России. Этот учебный предмет предусматривает изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка.

От изучения родного языка теперь нельзя отказаться. Но можно выбрать для изучения русский язык в качестве родного языка.

Это нововведение решило проблемы русскоговорящих детей в национальных республиках. Раньше им приходилось изучать национальный язык, так как это было предусмотрено образовательной программой. Сейчас в качество родного языка они могут выбрать русский и отказаться от изучения национального.

У школ, где об изучении «родного языка» прежде не задумывались, нововведения вызвали множество вопросов.

Какие именно языки и как нужно вводить в образовательную программу? Что делать если в одном классе дети разных национальностей и они выбрали разные языки? Может ли русский, который живет в Якутии отказаться от изучения якутского языка? Может ли якут, проживающий в центральной части России, изучать якутский язык? Можно ли изучать родной язык, если он вовсе не родной и должен ли выбор зависеть от национальности? В какие сроки нужно вводить новый предмет, где взять учебники и примеры рабочей программы?

1. Родной язык и литературное чтение на родном языке – обязательные предметы. Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 были внесены изменения во ФГОС, в соответствии с которыми «родной язык и литературное чтение на родном языке» были включены в обязательную (инвариантную) часть учебного плана.

2. Предметы «русский язык» и «родной язык (русский)» - это два разных предмета. Под предмет «родной язык (русский)» разрабатывается своя рабочая программа в соответствии с ФГОС. Школа сама решает, какое количество часов выделить в учебном плане для преподавания этого предмета. Но недопустимо вводить предмет «родного русского языка» за счет часов «русского языка».

3. Граждане имеют право на изучение родного языка из числа языков народов РФ, «в том числе русского языка как родного». Уточнение про возможность изучения русского языка как родного появилось в Федеральном законе в августе 2018 года (п. 4, 6 статьи 14).

4. Выбор языка обучения осуществляется «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». Реализация прав на изучения родного языка обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования.

Родители могут выбрать язык из перечня, который предлагает школа. Список языков для изучения школа должна закрепить в локальном акте. Согласие на изучение детьми того или иного языка должно быть выражено в письменной форме. Если в одном классе учащиеся хотят изучать разные языки, по аналогии с иностранными языками – можно разделить их на группы.

5. Обучающиеся имеют право выбирать язык обучения, в том числе русский язык, независимо от своей национальности.

Образование может быть получено также на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, который установлен локальными актами школы и законодательством об образовании.

6. Языки народов РФ могут изучаться за пределами национально-территориальных образований. Любая школа имеет право принять решение о включении в образовательную программу любого национального языка с учетом запросов от родителей. Так, например, школа в Пермском крае в месте компактного проживания башкир и татар может принять решение о включении в образовательную программу татарского и башкирского языков, если значительная доля родителей заявит о желании изучать этот язык. При принятии решения администрация школы может учитывать число желающих, возможность комплектования классов или групп для изучения родного языка, наличие необходимых ресурсов, преподавателей, программ, учебников и т.п.

7. Количество часов изучения предмета школа определяет самостоятельно. В интересах учащихся можно углубить, расширить и увеличить количество часов на изучение того или иного предмета, в том числе родного языка, или не делать этого, если это не соответствует запросам учащихся (письмо Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08).

Поскольку предмет входит в обязательную часть учебного плана – отметка в аттестат будет поставлена даже если на изучение предмета будет выделено менее 64 часов.

8. Государственный язык республик Российской Федерации утверждается законодательством республик РФ и имеет особый статус. Порядок его преподавания определяется законодательством республик. Но на него также распространяются требования ФГОС и гарантии свободного выбора языка для изучения.

9. Учебников по родному русскому языку, родной литературе или литературному чтению на родном русском языке в федеральном перечне пока нет, поэтому эксперты рекомендуют использовать учебник по русскому языку и литературе (литературному чтению) и адаптировать его под изучение родного языка.

10. Новые требования ФГОС в школах вводятся поэтапно.

По новым ФГОС в 2018/2019 учебном году предмет «родной язык» вводится для учащихся 1 - 8 классов.

Введение ФГОС в штатном режиме на уровне среднего общего образования в 10 классах начнется с 2020/2021 учебного года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р).

В 9 - 11 классах до введения ФГОС в штатном режиме продолжают действовать государственные образовательные стандарты 2004 г., утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

(Письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 N 03-510 "О направлении информации")

11. Школы могут получить методическую помощь в разработке рабочих программ по новым обязательным учебным предметам. Учебно-методические объединения (в том числе региональные) вправе в инициативном порядке разрабатывать примерные рабочие программы.

В 2019 году ФУМО по общему образованию планирует одобрить и разместить на сайте fgosreestr.ru примерные рабочие программы учебных предметов "Русский родной язык" и "Литературное чтение на русском родном языке" для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, примерную рабочую программу учебного предмета "Русская родная литература" для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

Нормативные акты

Дата публикации: 
среда, февраля 6, 2019

Комментарии

ОРКСЭ (СВЕТСКАЯ ЭТИКА ) это вариативка? и значит при переходе на пятидневку школа может отказаться от этого предмета как и от родного языка?

Родной русский язык и основы духовно-нравственной культуры народов России - обязательные предметы. Пятидневка или нет не влияет.

У нас в городе (скорее всего и по всей Башкирии) заставляют детей с первого класса учить башкирский язык в рамках внеурочной деятельности (хотя в учебном плане первых классов этого нет). Так же родителям не объясняют положение внеурочной деятельности, позиционируют это как обязательную часть учебного плана. Пожалуйста, подскажите куда я могу обратиться с жалобой?

Вариант изучения башкирского языка в рамках внеурочной деятельности создает сложности, отказаться становится не так уж просто. Есть рекомендации Минобра, которые говорят, что посещение внеурочных занятий обязательно для школьников. При этом практика по этому поводу разная - где то школы признают право отказаться от внеурочки, где-то нет. В любом случае в отношении башкирского языка такая практика является спорной. Добиваться рассмотрения вопроса и решения можно только через обращение в прокуратуру и Рособрнадзор (орган управления образования, который выполняет функции Рособрнадзора в регионе). Причем в силу специфики региона, возможно придется выносить жалобу на уровень федерального Рособрнадзора и Министерства просвещения. Федеральные ведомства должны давать официальные разъяснения по вопросу применения профильных федеральных законов.

Вчера было собрание, где я выбрала родной русский (по заявлению). Завтра в расписании стоит тат.яз, учитель сказала что я могу забрать ребёнка с этого урока так это не родной р.я. Вопрос, на сколько будут правомерны действия школы, если в расписании тат.яз будет стоять 2м уроком, а родной р.я четвертым, должна ли я забирать ребенка из школы и потом опять её приводить на родной р.я?

Забирать и приводить не должны, школа в случае окон в расписании должна предоставить возможность позаниматься или провести время в библиотеке, например. По поводу составления расписания - это компетенция школы, вы можете написать заявление с просьбой внести в расписание изменения и выяснить насколько возможно перенести урок. Это вопрос согласования и договоренностей, так как предметы входят в образовательную программу школы. В СанПине по поводу расписания говорится следующее: Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Если татарский язык относится к числу факультативных занятий - можно ссылаться на санпин в заявлении директору

В предметной отрасли ,,родной язык " выбрано изучение родного русского языка. Школой выдан учебник родного русского языка. В расписании ещё есть предмет ,,Родная литература ". То есть, если мы для ребёнка выбрали изучение родного русского языка, то соответственно он изучает родную русскую литературу. Вопрос в том, что для предмета ,,Родная литература" должен быть учебник ,,Родная русская литература" или ,,Родной русский язык"?

Родная русская литература, но учебников по этому предмету пока не издано. Поэтому рекомендуют использовать учебники по литературе.

Добавить комментарий

Также по теме ...