
Закон предусматривает обязанность учащихся выполнять задания, данные учителем в рамках образовательной программы. Учителю же закон предоставляет академические права и свободы, такие как:
- свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
- свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
- право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета;
- право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой.
Заключение о том, являются ли методы обучения педагогически обоснованными может сделать только администрация школы или педсовет.
Родители являются участниками образовательного процесса. Они могут давать обратную связь или обращаться к учителям и администрации школы с предложениями. Но у них нет полномочий для того, чтобы самостоятельно оценивать применяемые методы обучения и требовать от них отказаться или изменить.
Речь идет именно о подходах у обучению, и не касается вопросов соблюдения прав учащихся. Родитель имеет право защищать права и интересы ребенка, если они нарушены (если применяются методы, которые унижают человеческое достоинство), но не может вмешиваться в вопросы организации учебного процесса и сферу профессиональной ответственности учителя.
Если к методам обучения накопилось слишком много вопросов, при наличии объективных данных, которые показывают неэффективность выбранной методики (например, ученики не знают предмет и получают двойки), родитель вправе обратиться к директору с просьбой провести проверку обоснованности применения тех или иных методов обучения. Однако, администрация школы также должна уважать академические права педагога.
Другими словами, в большинстве случаев с учителем спорить бесполезно, если только он не допускает явных и грубых нарушений прав.
Ольга Кочева