Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йнрасска

Версия для печатиВерсия для печати

Для диагностировании поступающих в школу может использоваться  "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска. Тест состоит из четырех заданий: три потребуют хорошего развития мелкой моторики, четвертое задание оценивает интеллектульный уровень и проводится устно.1. рисование мужской фигуры

Попросите малыша нарисовать мужчину. Это может быть изображение папы, дяди, соседа или любого телеперсонажа, визуально знакомого ребенку.

Оценка выполнения первой части теста.

1 балл

У нарисованной фигуры есть голова, туловище, руки и ноги. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове нарисованы волосы (или их закрывает шапка, шляпа), уши, на лице – глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты, использована мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, то есть, фигура рисуется сразу как единое целое. (Можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.

2 балла

Ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три не хватающие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла

На рисунке изображены голова, туловище, а руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей волос, одежды, пальцев, ступней.

4 балла

Примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены всего лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

5 баллов

Не хватает ясного изображения туловища (голова и ноги) или обеих пар конечностей.

Информативной может быть и величина фигур. Дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью, чувством небезопасности.

Если дети старше пяти лет пропускают в рисунке какие-то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм.

Можно говорить о том, что чем выше уровень детализации рисунка (фигуры мужчины), тем выше общий уровень психического развития ребенка.

2. подражание письменным буквам

Напишите на листе бумаги слово или фразу и попросите ребенка на своем листе написать точно также как и вы. «Образец» должен быть у малыша перед глазами.

Оценка выполнения второй части теста.

1 балл

Подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

2 балла

Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла

Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла

В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает строку надписи.

5 баллов

Каракули.

3. срисовывание группы точек

Вы рисуете группу точек, объединенных в какую-либо геометрическую фигуру. Затем попросите малыша рядом с вашей фигурой нарисовать точно такую же фигуру, также точками.

Оценка выполнения третьей части теста.

1 балл

Почти совершенноe подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличения не должно быть.

2 балла

Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Допускается отклонение трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.

3 балла

Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в два раза. Точек не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот даже на 180 градусов.

4 балла

Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеет значения. Другие формы не допускаются.

5 баллов

Черкание.

4. вопрос-ответ

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов.

Неправильный ответ = – 5 баллов.

2. Утром мы завтракаем, а днем ...

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.

Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = – 3 балла.

3. Днем светло, а ночью ...

Темно = 0 баллов.

Любой неправильный ответ = – 4 балла.

4. Небо глубое, а трава...

Зеленая = 0 баллов.

Любой неправильный ответ = – 4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки ... это что?

Фрукты = 1 балл.

Любой неправильный ответ = –1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов.

Любой неправильный ответ = – 1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл.

Станции = 0 баллов.

Неправильный ответ = – 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?

Точно показано = 4 балла.

Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла.

Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это ..., маленькая овечка – это ...?

Щенок, ягненок = 4 балла.

Только один ответ из двух = 0 баллов.

Неправильный ответ = – 1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них общего?

На кошку, потому что у нее тоже четыре лапы, шерсть = 0 баллов.

На кошку (без признаков подобия) = –1 балл.

На курицу = – 3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две и больше причин (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановиться в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.

Одна причина = 0 баллов.

Неправильный ответ (он бы вообще не ехал без тормозов) = – 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди) = 3 балла.

Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла.

Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них разные признаки: у винта – нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта – гайка = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это …?

Спорт, физкультура = 3 балла.

Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

Одно или два различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две и более причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы быть подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не быть толстыми, хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла.

Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.

Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

 

Общая оценка результатов тестирования.

Мелкая моторика.

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам 3-6 баллов. Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительных занятий. Особое внимание следует обратить на детей, набравших 12-15 баллов, что означает развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.

Интеллектуальное развитие.

Результаты этого задания распределяются по пяти группам (чем выше балл, тем лучше ребенок готов к школе):

1 группа – плюс 24 и более

2 группа – плюс 14 до 23

3 группа – от 0 до 13

4 группа – от минус 1 до минус 10

5 группа – менее минус 11

Также по теме ...

Статус

× В данном разделе нет материалов.